Учение Адама Смита

реферат

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит - отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение [7,с.51].

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен-ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис-следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе-мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра-зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре-тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет-вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра-тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек-ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото-рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий [7,с.52].

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго-изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения - идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж-но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред-ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще-ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи-ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи-тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь-зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб-ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част-ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» - это стихийное действие объек-тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про-тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу-ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд-ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от-дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская - это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде-ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда - от про-стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде-ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры-нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про-даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про-изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда [7,с.53].

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще-ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи-тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный - труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто-имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет-ся; а непроизводительный - труд по оказанию услуг, ничего не добав-ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ-ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не-одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле-ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

Делись добром ;)