Факторы при использовании ИТ, способные негативно повлиять на позиции предприятия на рынке

реферат

2. Риски при внедрении и эксплуатации информационных систем (ИС) на предприятии

Важный вопрос, который зачастую остается без внимания - возрастание нагрузки на персонал на этапе внедрения и отладки ИС на предприятии. Обнажаются пробелы в квалификации персонала, первоочередным становится вопрос обучения сотрудников, а не развитие бизнеса. А обучение - это дополнительные затраты, которые, зачастую, не учтены при расчете окупаемости проекта.

Нередко предприятие сталкивается с серьезной проблемой, которая неочевидна на этапе принятия решения и проектирования - бизнес-процессы предприятия несоответствуют реализованной функциональности автоматизированной платформы. Что делать в таком случае? Два пути одинаково экономически невыгодны для предприятия: доработки ИС (дополнительные незапланированные вложения средств) и реорганизация процессов на предприятии. И в первом и во втором случае нормальной функционирование и устойчивое развитие бизнеса на предприятии замедляется.

Значимым является и фактор, связанный с трудностями в обслуживании системы после завершения ее сопровождения разработчиком. Действительно, зачастую на этапе внедрения и начала функционирования консультант фирмы не успевает (зачастую, намеренно) осветить все тонкости сопровождения системы. Это приводит к тому, что после завершения сопровождения на этапе самостоятельной эксплуатации ИС фирма сталкивается с рядом неразрешимых своими силами вопросов. А привлечение разработчика в данном случае - дополнительные затраты.

Важный фактор, который может свести на нет эффективность внедрения ИТ - то, что за время внедрения конъюнктура рынка может координально поменяться. В данном случае теряется весь смысл проделанной работы. Зачем предприятию программный комплекс, если за время его внедрения актуальность и необходимость его использования свелась к нулю, если внедренная ИС за время внедрения морально устарела? Ответ очевиден…

На этапе внедрения и эксплуатации возможно проявление и такого фактора риска, как противодействие, непринятие ИС персоналом предприятия. С точки зрения человеческого фактора здесь все понятно: рядовой работник, четко понимая эффект от внедрения системы, видя реальное высвобождение трудовых ресурсов, опасаясь завтрашнего увольнения приложит все усилия, чтобы система «не пошла». И сталкивался с таким противодействием в своей работе, наблюдал такой эффект, как говорится «воочию»: на одном из этапов автоматизации банковских процессов операционные работники одного из моих филиалов систематически стали заявлять мне, что именно в их филиале централизованная обработка информации не идет, и есть необходимость оставить в штате сотрудника, ранее выполнявшего данные операции «вручную», якобы для осуществления контроля за работой системы. Привлечение специалистов по ИТ к исследования данной проблемы, поиску ошибок в функционировании внедряемого комплекса в филиале не дало результатов - после выполнения каждой операции в филиале системы «подвисала» в статусе «ошибка обработки». Лишь случайность помогла выявить причину ошибки: потенциально сокращаемый сотрудник намеренно при совершении операции в командную строку незаметно добавлял недопустимый символ - и программный комплекс «подвисал», т.к. в нем автоустранение подобных ошибок не было предусмотрено. Примечание: данный сотрудник переведен на высвободившуюся вакансию, т.е. ни кто в данной ситуации не пострадал. информационный технология риск

С учетом складывающейся и постоянно меняющейся рыночной ситуации, следует упомянуть еще один значимый фактор риска, способный отрицательно повлиять на позицию предприятия - снижение скорости перестройки процессов в рамках внедренной и успешно функционирующей ИС в связи с резким изменением потребности рынка, социально-экономической ситуации, законодательной базы и др. В данном случае риски потери своей ниши на рынке в своем сегменте неимоверно высоки.

Особое внимание следует уделить и рискам в направлении информационной безопасности. Нередко предприятием недостаточно внимание уделяется этому направлению. И напрасно. Во-первых, мало какая ИС в настоящее время эффективна без «подкачки из вне», либо в ее локальном исполнении. Обмен информацией, ее транспортировка и хранение является важной необходимостью в обеспечении эффективности функционирования практически любого автоматизированного комплекса, практически независимо от масштабов реализации поставленных задач. Во-вторых, в разы возрастает вероятность утечки информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. Этот фактор при его реализации зачастую сводит на нет все усилия фирмы по завоеванию рынка - может произойти утечка технологии производства, индивидуальных данных клиента. Может, в конце концов, и состояться крах всей системы - к сожалению, творцы вирусов и других вредоносных программ в своей производительности и изобретательности превосходят борцов с ними. А вредоносная программа в ИС - риск «потерять все» - данные, технологии, связи, контакты, да и саму систему. Именно этому направлению предприятия зачастую не уделяют должного внимания. Обращает на себя внимание тот факт, что чем крупнее фирма, тем большие затраты она готова нести на защиту своих интересов в сфере информационной безопасности. Но здесь можно столкнуться и с другим подводным камнем: любая система информационной безопасности замедляет функционирование всей ИС в целом. Как найти разумный компромисс - над этим вопросом трудятся не один год. И наверное не ошибусь, что он (разумный компромисс) не найден. Действительно, ведь любая информационная система в той или иной мере уязвима. Та или иная защита неизменно скажется на быстродействии ИС, а это - потеря оперативности, увеличение времени обслуживания клиента, высокая нагрузка на персонал специалистов безопасности, на средства вычислительной техники. Кроме того - это необходимость постоянных дополнительных затрат на совершенствование системы информационной безопасности, а эти затраты, согласитесь, не каждая фирма может себе позволить. С другой стороны - риск взлома, утечки информации…

Делись добром ;)