Финансирование инновационной деятельности предприятий эксклавного региона

диссертация

1.1 Экономическое содержание инноваций

В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная активность производства. От состояния науки и техники все больше зависит положение страны на мировой арене, экспортный потенциал, обороноспособность. Полноценное эффективное развитие науки и внедрение результатов научных разработок в производство невозможно без наличия потенциальных ресурсов, грамотной политики в организации НИОКР, тесной взаимосвязи науки и производства.

Результативность НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, т.е. эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

Понятие "инновация" (англ. Innovation - новое научно-техническое достижение, нововведение, как результат ведения новации) представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новые технологии, новые формы организации труда и т.п. Понятие "новация" (лат. novation - изменение, обновление, которого не было раньше) означает результат, возникающий при соглашении сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим.

На сегодняшний день нет единого мнения в определении понятия "инновация". Этот термин и понятие ввел в научный оборот австрийский ученый Й.А. Шумпетер в начале ХХ века. Под инновацией Шумпетер понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: "…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций", "… без развития нет прибыли, без прибыли нет развития" [141]. Для Й. Шумпетера люди, осуществляющие инновации, - это предприниматели, которые создают новые комбинации факторов производства. А значит, предпринимательство, по мнению Шумпетера, есть фактор производства. Однако, на наш взгляд, не следует ограничивать инновации только сферой предпринимательства, они имеют место и в социальной сфере.

Научные труды Й. Шумпетера послужили толчком к работе других ученых в области инноваций, так например, П. Уайт разграничивает понятия "изобретение" (конечный результат исследований) и "нововведение" (оно следует за изобретением и завершает успешные разработки); Я. Кук и П. Майерс считают инновацией процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке; Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [117]; М. Додгсон утверждает, что инновации включают в себя научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового или усовершенствованного продукта, производственного процесса, оборудования.

В.Г. Медынский [69] и С.В. Ильдеменов определяют инновацию как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования, качественно отличный от предшествующего аналога [69].

П.Н. Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э. Миндели [41] распространяют понятие "инновация" на новый продукт или услугу, способ их производства, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии, а именно: "Нововведение - это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар (информация, изобретение, ноу-хау и т.д.), защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется покупателей. Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг)".

Довольно объемное определение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко:

"Инновация … - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии".

Таким образом, можно предположить, что инновации затрагивают все сферы деятельности человека.

Наиболее существенное различие между обозначенными выше определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор, на основании чего можно выделить две основные группы:

- инновация рассматривается как результат творческого процесса;

- инновация - процесс внедрения новшеств.

Однако при разработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране придерживаются следующего определения: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике, т.е. сама по себе новая идея не является инновацией, если она не реализована в практической деятельности. Таким образом, непременными свойствами инновации являются новизна идеи и ее реализация в новой продукции или технологии.

Данное определение инновации базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. Они разработаны применительно к технологическим инновациям.

Соответственно различают два типа технологических инноваций:

- продуктовые;

- процессные.

Продуктовые инновации подразумевают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они подразделяются на:

- базисные продуктовые инновации;

- улучшающие продуктовые инновации.

Процессные инновации - освоение новой или усовершенствованной продукции. Выпуск такой продукции возможен только при наличии технологии, оборудования и методов производства и управления. Эти положения практикуются при создании бизнес-инкубаторов или технопарков.

Существующие определения инноваций Л.А. Баев и В.Э. Шугуров предлагают классифицировать по пяти основным признакам:

- объектному,

- процессному,

- объектно-утилитарному,

- процессно-утилитарному,

- процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект-результат НТП (новая техника, технология). Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения; улучшающие инновации, реализующие мелкие и средние изобретения; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревшей техники и технологии, тормозящие технический прогресс. В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплекс мероприятий, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей - товаров, техники, организационных форм и т.д.

Объектно-утилитарный подход определяет инновацию, во-первых, как объект - новую потребительскую стоимость, основанную на достижениях науки и техники; во-вторых, как способность удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В процессно-утилитарном подходе термин “инновация”, в отличие от объектно-утилитарного, представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, т.е. вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Однако, используя только один из вышеприведенных подходов в определении инновации, нельзя раскрыть понятие "инновация" как экономическую категорию. Следовательно, для более четкого и глубокого понимания инновации необходимо использовать системный подход в определении данного термина.

По мнению автора, следует различать понятия "новшество" и "инновация". "Новшество" - результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау; научных подходов или принципов и т.д.

Инновация же - результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве), так и для накопления или продажи. На "входе" фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь внедрения. На "выходе" фирмы будут только новшества как товары.

На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, которая дает конечный, положительный результат.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), т.к. являются его результатом. НТП обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства за счет совершенствования средств производства и технологий. Инновация возникает как продукт от использования результатов исследований, которые направлены на усовершенствование процесса производства, экономических, социальных и юридических отношений в науке, культуре и других сферах. Поэтому этот термин может иметь различное содержание.

В нашей стране термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике. Одним из первых изучением проблем научно-технического прогресса стал заниматься ленинградский философ Ю.С. Мелещенко. В частности, он писал о единстве переворотов в науке и технике, о механизме действия закономерностей научно-технического прогресса, об особенностях НТП. Все эти аспекты автор рассматривал с общефилософской точки зрения, не выявляя их экономического содержания.

В работах С.В. Шухардина и А.А. Кузина рассмотрен подход к современному НТП как революции в производительных силах общества, взаимосвязь революций в науке, технике, формах организации производства. Авторы исследуют перечисленные выше аспекты, в основном, на качественном уровне, не раскрывая механизм реализации закономерностей НТП.

Исследованиям системы законов развития техники посвящены труды А.И. Половинкина. Автор предлагает формирование новой отрасли науки - "технознания", которая будет раскрывать фундаментальные основы развития техники. Такое изучение техники возможно только в единстве с закономерностями развития науки и производительных сил, уделяя особое внимание вопросам финансирования и экономической сущности данных процессов.

Значительный вклад в изучение закономерностей НТП внесли работы академика А.И. Анчишкина [3]. В них рассматриваются закономерности развития производительных сил общества: процесс труда; взаимосвязь естественных и общественных производительных сил; роль научного труда в повышении производительных сил общества. Академик выделяет три этапа НТП: первая, вторая и третья промышленные революции. Однако данная градация НТП оспаривается многими учеными.

Таким образом, на сегодняшний день существует богатый опыт в исследовании закономерностей НТП. Однако, вследствие недостаточного изучения системы закономерностей развития науки и техники как фундаментальной основы экономики, снижается эффективность управления НТП в рыночных условиях.

Итак, анализируя различные мнения ученых в области определения инноваций, автор пришел к следующему выводу. Инновация - это экономический процесс воплощения новой научной идеи в производство на коммерческой основе, который направлен на создание новых видов продукции и улучшение их качества, повышение конкурентоспособности на рынке или на создание принципиально новых продуктов с последующей успешной реализацией их как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Экономическая теория различает пять типов инноваций [3, 13, 15, 24, 27, 30 и др.]:

- введение нового продукта;

- введение нового метода производства;

- создание нового рынка;

- освоение нового источника поставки сырья;

- реорганизация структуры управления (реструктуризация).

Эти положения экономической теории особенно актуальны в условиях рыночной экономики и их, по нашему мнению, целесообразно использовать практически при исследовании инновационного процесса.

Первый тип инноваций необходимо учитывать при определении потребности и спроса на новый продукт. На основании изученного спроса устанавливается технология производства (второй тип инноваций), обусловливающая эффективность введения нового продукта. Третий тип инноваций разрешает поставленные первыми двумя типами задачи путем создания новых рынков. Для введения нового продукта необходимо изучить новые источники поставки сырья (четвертый тип инновации). И наконец, все четыре типа инновации обусловливают необходимость пятого типа - реорганизацию структуры управления, которая способна обеспечить эффективность инноваций.

Инновации различаются между собой по многим параметрам, имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, управления, финансирования их создания.

Рассмотрение инновационной деятельности в качестве объекта экономического управления предполагает соответствующую классификацию. В настоящее время нет единой классификации инноваций, что, на наш взгляд, отрицательно сказывается на эффективности деятельности инновационных предприятий.

Точная, научно обоснованная классификация дает возможность найти в объекте исследования некоторые общие признаки и, объединив их в отдельные группы, позволяет достичь единого подхода в определении принципов и методов финансирования, экономического стимулирования, планирования, управления по созданию нововведений, способствует более точному определению срока их производства.

Классификация и структуризация инноваций проводится и анализируется в научных трудах многих авторов. Например, значительное количество ученых [35, 36, 38, 63, 65, 68, 80, 117] придерживается классификации по следующим трем основным критериям, представленным на рис 1.1.

Инновация

Степень

новизны

Характер практической

деятельности

Технологические параметры

базисная

улучшаю-щая

производственная

управленческая

продуктовые

процессные

Рис. 1.1. Классификация инноваций по трем признакам структуризации

Базисная инновация основывается на научном открытии или изобретении и направлена на освоение новых продуктов, технологий, услуг.

Улучшающая инновация базируется на улучшении параметров производимых товаров и технологий.

Производственные инновации реализуют новые разработки в производственный процесс, т.е. они воплощаются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации преобразуют управленческие технологии посредством новых знаний и косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Продуктовая инновация призвана удовлетворять потребности, возникающие на рынке, в новой продукции или услуге и диктуется потребителем.

Процессная инновация вводит новые элементы в производственный, управленческий, маркетинговый, производственный и другие процессы и определяется внутренними факторами, которые основаны на эффективности.

В законе "О науке и инновационной политике Калининградской области" [34] инновационная деятельность определена как процесс, который направлен на воплощение научных исследований в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новую или усовершенствованную технологию, используемую на практике.

В данном определении не затронут процесс разработки инновации, т.е. инновационный процесс. Под инновационным процессом, по мнению П.Н. Завлина, А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели [41], следует понимать "последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике". Инновационный процесс, по их мнению, не заканчивается внедрением. Он непрерывен, т.к. новшество совершенствуется, что открывает для инновационного процесса новые области применения.

Для инновационного процесса характерны:

- системность;

- цикличность;

- вероятность;

- социальная значимость.

Системность в инновационном процессе проявляется в реализации принципа сбалансированности интересов участников, что, в свою очередь, определяет общую векторную направленность в развитии.

Цикличный характер инновационной деятельности выражен в том, что каждая инновационная работа является разовым процессом.

Вероятностный характер инновационного процесса проявляется в том, что не все инновационные программы могут успешно завершиться.

Инновации, происходящие в социальной среде и направленные на социальные изменения, имеют социальную значимость.

Инновационный процесс включает в себя четыре стадии:

- процесс создания и освоения новой техники;

- прикладные исследования;

- опытно-конструкторские работы;

- освоение промышленного производства нового продукта.

Первая стадия инновационного процесса начинается с фундаментальных исследований, целью которых является выявление новых связей между явлениями, новых закономерностей развития общества; вторая направлена на исследование путей практического применения инноваций.

Опытно-конструкторские работы - это работы, связанные с опытной проверкой результатов научных исследований, после которой данные исследования могут быть переданы в серийное производство.

На последней стадии инновационного процесса начинается непосредственно промышленное производство нового продукта.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл разработки научно-технической идеи до ее реализации на рынке. Для определения эффективности инновационного процесса необходимо исследовать и анализировать экономические показатели при планировании, финансировании и стимулировании инновационной деятельности.

Успешное проведение инновационной деятельности предполагает определение условий для ее осуществления. К ним можно отнести следующие:

- технологическое превосходство товара;

- стремление к выпуску новых товаров;

- благоприятную конкурентную среду;

- соответствующие организационные структуры (эффективность системы маркетинга и сбыта, которая осуществляет связь предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, с конечным потребителем для выявления новых требований покупателей, предъявляемых ими к выпускаемой продукции). В случае, если производитель новой продукции будет ориентироваться не на потребности, а на базу новых знаний, процент успеха инновации будет значительно снижен, т.к. потребителю нужен не новый товар, а новые выгоды;

- наличие инновационного потенциала предприятий, занимающихся инновационными разработками. Для этого необходимы интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые и иные ресурсы.

Как показывает практика, не у всех предприятий возникает потребность в разработке новых видов продукции, технологий и т.д. Например, предприятиям, находящимся на грани банкротства, не имеет смысла модернизировать производство. Следовательно, существует необходимость выявления условий, наличие которых вызывает потребность разрабатывать новые продукты и технологии. Такими условиями, с нашей точки зрения, являются:

- угроза устаревания существующих продуктов;

- наличие новых потребностей у потребителей;

- сокращение жизненного цикла товаров;

- ужесточение конкуренции;

- наличие возможностей у предприятия объективно оценивать экономические, социальные и технологические изменения на рынке сбыта готовой продукции;

- наличие четких стратегических целей у предприятия, которые ориентированы на долгосрочную перспективу (повышение конкурентоспособности, сокращение издержек производства путем экономии сырья, энергии и т.д. на основе использования новых технологий);

- наличие опыта и пакета необходимых знаний рынка сбыта для успешной реализации новой продукции.

Таким образом, рассмотренное экономическое содержание инноваций с точки зрения различных теорий должно, по нашему мнению, ориентироваться на цели рассматриваемой проблемы. В данном случае ими являются основные направления финансирования и стимулирования инновационной деятельности предприятий, которые будут рассматриваться в третьей главе.

Делись добром ;)