Финансирование инновационной деятельности предприятий эксклавного региона

диссертация

1.2 Инновационная и научно-техническая деятельность в сфере предпринимательства

Одним из основных условий создания полноценной рыночной экономики является активное развитие предпринимательства. В отечественной литературе теория предпринимательства освещена недостаточно.

В работах зарубежных ученых деятельность предпринимателя-инноватора длительное время рассматривалась как независимый параметр, косвенно влияющий на экономическое развитие. Только сравнительно недавно западные специалисты стали рассматривать предпринимательство как основной фактор экономического развития.

В экономической литературе понятие "предприниматель" впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, который несет ответственность за производство или строительство объекта. Как научный термин понятие "предприниматель" появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Предпринимателем он называл человека, осуществляющего свою деятельность в условиях риска, т.к. торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают товар по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз Карно Бодо [10] отмечает, что предприниматель должен уметь контролировать, планировать, организовывать предпринимательское дело, т.е. обладать различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что, помимо этого, предприниматель должен владеть еще и капиталом, т.к., по его мнению, капитал - это основа всей экономики, прибыль - основа развития производства, это цель успеха предпринимателя.

Великий австрийский ученый Йозеф Шумпетер [141] считал предпринимателя новатором, разрабатывающим новые технологии. Он предположил, что двигателем экономического развития является инновационная деятельность предпринимателя. Предпринимательская деятельность, по Й. Шумпетеру, - это уникальная способность продвижения инноваций на рынок через рисковый бизнес.

Функция предпринимателя состоит также в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства. Выполнение этой функции предпринимателя всегда должно сочетаться с осуществлением других видов деятельности, причем ни одна из них не носит обязательного характера.

Однако основатели экономической науки не выделяли понятие "предприниматель". Английские экономисты А. Смит и Д. Риккардо [10] определяли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором нет места творческому предпринимателю. Но А. Смит дал характеристику предпринимателю как владельцу капитала, имеющему цель - получение прибыли и идущему ради этого на определенный риск. Предпринимательская прибыль, по мнению А. Смита, является компенсацией за риск.

По-новому рассмотрел предпринимательство английский экономист Ф. Хайек [136]. По его мнению, сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Несение ответственности, принятие решений связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Однако, по нашему мнению, важно разграничить понятие "предприниматель" и "менеджер".

Менеджер - профессиональный управляющий предприятия - не всегда является преуспевающим предпринимателем. Таким образом, предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций:

изучение рынка для определения спроса на тот или иной товар или услугу;

поиск дешевых ресурсов для производства товара или услуги;

организация дела на базе новых технологий и управление им;

реализация товара или услуги с помощью маркетинга;

распределение полученной выручки между собственными фондами.

Однако на практике эти понятия часто совпадают - предприниматель выполняет функции менеджера.

Вплотную к понятию "предприниматель" примыкает понятие "предпринимательство".

"Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.., осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность…" [141].

К основным чертам предпринимательства, на наш взгляд, можно отнести следующие:

самостоятельность;

экономическую выгоду;

хозяйственный риск и ответственность.

Различные направления западной теории видели сущность предпринимательства как новаторство в области предложения (Й. Шумпетер) или как новаторство в области спроса (открытие или создание новых потребностей - австрийская школа).

Самой важной функцией предпринимательства является координация спроса и предложения, т.е. создание нового рынка. Предприниматель создает или новое предложение под новую потребность, или новый спрос на свой новый продукт.

В условиях неопределенности, свойственной любой экономической системе, такая координация спроса и предложения - весьма трудная задача, т.к. гарантий соответствия нового спроса новому предложению, и наоборот, просто нет, а, следовательно, предпринимательство несет в себе еще и функцию риска. Она состоит в том, что предприниматель рискует своим капиталом, репутацией, временем, в отличие от нанятых им работников.

Таким образом, предприниматель и рынок находятся в постоянном взаимоотношении. Предпринимательство само создает рынки для своей продукции там, где их еще нет, связывает между собой отдельные сегменты экономики, налаживает информационную инфраструктуру, без которой не может быть развитого рыночного хозяйства.

Наиболее полно отражает различные стороны предпринимательской деятельности определение, данное одним из основателей австрийской школы маржинализма Ф. Визером: предприниматель принимает активное участие в управлении предприятием. "Он - полноценный лидер. Он юридический представитель всей операции, собственник материальных средств производства, кредитор и дебитор по соответствующим счетам. Он выполняет функцию арендодателя или арендатора. Он - работодатель по всем трудовым договорам... Его экономическое лидерство начинается с основания предприятия: он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим как в технических, так и в коммерческих вопросах" [143].

Можно выделить две основные формы предпринимательской деятельности:

экономическую реализацию изобретений и нововведений (научно-техническое предпринимательство);

чисто рыночное новаторство (открытие новых рынков сбыта, новых, более дешевых источников сырья, арбитражные сделки - продажа ранее купленного товара по более высокой цене).

Очевидна разница между этими двумя формами предпринимательства: с одной стороны, содействие научно-техническому прогрессу, с другой, - погоня за прибылью за счет менее информированного партнера. Но в основе обоих видов предпринимательства лежит выявление и удовлетворение новой потребности. Среди организационных форм предпринимательской деятельности выделяют следующие:

создание новых предприятий (в основном малых);

объединение деятельности существующих предприятий, ранее не связанных друг с другом;

развитие предпринимательства на функционирующих предприятиях (в том числе и крупных).

Наиболее важной из перечисленных форм предпринимательства является создание нового предприятия, так как, во-первых, новое предприятие создается для того, чтобы уловить новую потребность; во-вторых, действуя в уже существующей крупной компании, предприниматель пользуется ее информацией, связями, экономическим потенциалом. Если же он организует новое дело, то все эти условия создаются заново, тем самым предприниматель выступает творцом нового рынка. В случае неудачи он несет за нее личную материальную и моральную ответственность. Таким образом, образование нового предприятия - наиболее адекватная форма предпринимательства.

Большинство западных исследователей уделяет огромное внимание личности предпринимателя, от которого, по их мнению, зависит успех нововведения, да и всего предпринимательского дела. Например, французские ученые О. Желинзе и А. Голтье [10] считают, что предприниматель должен обладать следующими качествами:

­ технической компетентностью;

­ оригинальностью;

­ открытостью к внешнему миру;

­ умению контактировать с персоналом;

­ даром предвидения, чутьем;

­ авторитетом.

Й. Шумпетер [141] считает предпринимателем лицо, которое "осуществляет новую комбинацию" - оно перестает быть таковым, когда его дело уже начинает функционировать в рамках кругооборота. Именно поэтому предприниматель, который остается таковым на протяжении десятилетий, встречается крайне редко.

Предприниматель Шумпетера должен быть вооружен лишь идеей нововведения и энергией для реализации новых комбинаций. Главное, по его мнению, делать то, что не делают другие, и делать не так, как делают другие.

В целом, Шумпетер сводит деятельность предпринимателя к следующему:

изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

внедрение нового, т.е. неизвестного способа производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие;

освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором данный продукт еще не был представлен;

получение нового источника сырья;

проведение соответствующей реорганизации (например, подрыв монопольного положения другого предприятия).

Шумпетер, таким образом, дает определение инновационной деятельности, где участие предпринимателей влияет на характер и скорость развития экономической системы.

Л. Мизес [121], корректируя Шумпетера, утверждает, что делом предпринимателя является не только экспериментирование с новыми технологиями, но и отбор из всех именно тех, которые способны снабдить людей тем, в чем они нуждаются, самым дешевым способом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать предприниматель, Шумпетер уделяет особое внимание "чутью". Он считает, что основательная подготовка, знание дела, логика, глубокий ум в известном смысле могут стать источником неудач. Чем глубже предприниматель проникает в природу тех или иных событий, тем больше его зависимость от фактов, тем меньше становится значение "чутья", которое необходимо для успеха дела, т.е. успех напрямую зависит от способности видеть вещи в таком аспекте, который нельзя обосновать логическими рассуждениями и точными расчетами из-за отсутствия возможности иметь полную информацию о чем-либо и нужного количества времени. Правильность принятого решения, основанного на чутье, подтверждается позже при наличии нужной информации и достаточного количества времени.

Из этого следует, что не каждый человек может стать предпринимателем. По оценкам специалистов, только 6% жителей любой страны обладают способностью к предпринимательству и одновременно готовностью заниматься собственным делом [10].

В условиях социально-экономической нестабильности таких людей становится меньше. Одним из наиболее существенных вкладов Й. Шумпетера в развитие теории предпринимательства стало введение фигуры предпринимателя в экономику в качестве важного фактора экономического роста, постоянно находящегося в центре социально-экономического прогресса.

Но практически все исследователи, описывая личные качества предпринимателя, создавали некий идеал, обобщая опыт удачливых предпринимателей или анализируя ошибки неудачников, а не реальную предпринимательскую деятельность.

Очень велика разница между индивидуальным предпринимательством и коллективным. Как правило, предприниматель начинает в одиночку, а по мере роста дела набирает команду. Здесь качества предпринимателя-одиночки могут помешать предпринимателю - лидеру группы. Так же предприниматель, работающий в сфере высоких технологий, отличается от остальной группы предпринимателей.

В целом, можно выделить следующие черты личности предпринимателя, которые дают ему возможность выполнять предпринимательскую функцию. Прежде всего, предпринимателю необходима мотивация, чтобы творчески сочетать новое предложение с новым спросом. Согласно взглядам М. Вебера, в предпринимательстве установка делается на достижение цели, а средства и возможности играют второстепенную роль. В настоящее время этому есть следующее объяснение: под хорошую идею и хорошую команду банки, занимающиеся венчурным финансированием, легко дают кредит.

Анализируя эволюцию термина "предприниматель", наиболее точным, по нашему мнению, является следующее определение.

Предприниматель - это человек, обладающий определенными способностями, начальным капиталом, который организует свою хозяйственную деятельность в условиях риска, совмещая личные и общественные интересы, с целью получения материальной выгоды, и несет полную ответственность за результаты своей деятельности.

Рассуждая о целях предпринимателей, Шумпетер выделяет из них три основные:

потребность в господстве, власти, влиянии;

воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с конкурентами и с самим собой;

радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Всех этих целей невозможно достичь, не имея дохода. Но для идеального типа предпринимателя достижение больших прибылей является скорее необходимым ограничением и критерием успеха, чем целью. Кроме того, на практике максимизация прибыли для предпринимателя сильно затруднена, т.к. при создании нового предприятия он должен быть готов к минимальной прибыли и даже временным убыткам.

Таким образом, прибыль нового предприятия часто так и не успевает достичь высокого уровня.

Как отмечают многие теоретики, главное в личности предпринимателя - это замечать и делать то, что другие не замечают и не делают. Также на первый план, по мнению И. Кирцнера [21], выходит развитое воображение предпринимателя. Однако, когда речь идет о высоких технологиях, интуиция должна тесно переплетаться с эрудицией. Но, делая акцент на интуиции, нельзя преуменьшать роль знаний и опыта в предпринимательстве. В. Зомбарт, размышляя о личных качествах предпринимателя, сравнивал его с главарями разбойничьих шаек.

Еще одно чрезвычайно важное качество предпринимателя - это чувство хозяина своей судьбы, власти над обстоятельствами. Такой предприниматель готов немедленно уловить любую информацию, которая может оказаться полезной.

Перечисленные качества, с одной стороны, придают предпринимателю упорство при решении сложных проблем, которых перед новым предприятием всегда много, а с другой стороны, позволяют отказаться от решения трудной задачи, как только он убедится в ее нецелесообразности. Это очень важно, т.к. на практике от предпринимателя требуется умение быстро менять ориентацию в зависимости от сложившейся ситуации.

В России предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме. Наибольшее развитие наблюдалось во времена правления Петра I. В начале XX века оно приобретает массовый характер. В этот период формируется рынок рабочей силы, открываются частные банки. Однако после Великой Октябрьской революции были национализированы все крупные предприятия, изъяты средства производства и имущество всех предпринимателей.

И лишь в 90-е годы XX века предпринимательство начало возрождаться. Различные ученые [10, 12, 22, 31, 85, 95, 105, 144] выделяют несколько видов предпринимательства:

Предпринимательство

по назначению:

по формам собственности:

производственное

частное

финансовое

государственное

коммерческое

муниципальное

консультативное

по количеству собственников:

индивидуальное

коллективное

Рис. 1.2. Классификация предпринимательства по его видам

В России сформировались два типа предпринимателей:

предприниматели-производители, которые налаживают горизонтальные связи;

предприниматели, занимающиеся перераспределительными операциями. Они, как правило, действуют автономно, налаживая связи с зарубежными партнерами.

Сегодня, по мнению специалистов, около 90% предпринимательских фирм существуют только за счет торговли и посредничества.

К числу сторонников наиболее интересного современного подхода к проблеме предпринимательства следует отнести американского исследователя И. Кирцнера [21]. У него основная цель предпринимателя - добиться с помощью регулирования и подстройки системы на рынках состояния равновесия. То есть, предприниматель в условиях неравновесного состояния экономики должен увидеть прибыльные возможности и способы их достижения. По мнению Кирцнера, именно эти характеристики объясняют различные темпы экономического роста отдельных обществ. Шумпетер же видел предпринимателя как силу, выводящую экономическую систему из состояния равновесия. Таким образом создаются возможности развития, а у И. Кирцнера предполагается полноценное использование их потенциала. И тот и другой подходы являются естественной частью общего процесса развития.

В отличие от активного предпринимателя Шумпетера, предприниматель Кирцнера лишь помогает реализовать существующий потенциал общества. Однако и реализация такого потенциала означает принятие рискованных решений об освоении нового.

Таким образом, предприниматель берет на себя риск, связанный с хозяйственной деятельностью. он выплачивает своим работникам фиксированный доход, а его собственный полностью зависит от успехов созданного им предприятия. Однако предприниматель рискует не только доходом, но и имуществом. Следовательно, он должен обладать большими способностями к перенесению бремени риска.

Против такой точки зрения активно выступил Й. Шумпетер. Он утверждает, что предприниматель практически никогда не несет рисков. Если предприятие терпит крах, то страдает кредитор. Даже если предприниматель использует свои собственные средства для развития предприятия, то он, по мнению Шумпетера, несет риск только как кредитор, но не как предприниматель. Он не несет экономической ответственности за неудачу своего предприятия, т.к. предприниматель в чистом виде не является собственником и покупает необходимые ему факторы производства за счет кредита.

Делись добром ;)