Финансовое планирование на РУП "БелТАПАЗ"

дипломная работа

1.2 Типы финансового планирования и виды планов

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план может составляться в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Финансовое планирование на предприятии базируется на следующих его трех типах (системах):

стратегическое;

текущее;

оперативное.

Каждому из этих трех типов (систем) присущи определенный период и свои формы реализации его результатов (см. Таблицу 1.1.)

Таблица 1.1.

Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии

Системы финансового планирования

Формы реализации результатов финансового планирования

Период планирования

Стратегическое планирование (прогнозирование финансовой деятельности)

Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия

до 3 лет

Текущее планирование финансовой деятельности

Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности

1 год

Оперативное планирование финансовой деятельности

Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности

Месяц, квартал

Источник: [7, c.43]

Все системы финансового планирования находятся во взаимодействии и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.

Стратегическое финансовое планирование. Стратегическое финансовое планирование является наиболее сложной среди рассматриваемых систем финансового планирования, поскольку основано на прогнозировании финансовых параметров развития предприятия. Именно поэтому оно требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения [7, c.44].

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденция развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам [7, с. 45]:

Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий: продолжительности периода, принятого для формирования стратегии, предсказуемость развития экономики и конъюнктуры контактируемых сегментов финансового рынка, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. На данном этапе также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов финансового рынка.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации. В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности предприятия на отдельных этапах ее осуществления.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.

Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии.

Итак, разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

Текущее финансовое планирование.

В условиях рыночной неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание сегодня они уделяют текущему (краткосрочному) планированию [35, с. 406].

Текущее финансовое планирование включает разработку:

финансового плана основной деятельности, процедура составления которого предусматривает обоснование прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и ее распределение;

финансового плана неосновной деятельности, составление которого предполагает расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;

текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов), объединяющего финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и отражающего возможности производственного и социального развития на период до одного года;

расчетов показателей текущего финансового плана (налогов; прибыли; амортизационных отчислений; устойчивых пассивов; прироста норматива собственных оборотных средств и др.);

кредитного, валютного планов, плана (бюджета) по налогам;

плана движения денежных средств, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана).

Рассмотрим содержание отдельных из них. Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий (расчетный баланс доходов и расходов). Он составляется на год с поквартальной разбивкой.

Разработка финансового плана включает пять этапов:

анализ финансовых показателей за отчетный период;

разработка учетной политики на плановый год;

составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов;

доведение плановых заданий до подразделений и служб предприятия и конкретных исполнителей;

разработка отчетов об исполнении финансовых планов [35, с.407].

На первом этапе выполняется финансовый анализ выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяются финансовая устойчивость и ликвидность предприятия. Составление динамических рядов анализируемых показателей повышает качественный уровень финансового планирования, так как позволяет выявить складывающиеся тенденции, закономерности, дает информационную базу для разработки более точных прогнозов.

На втором этапе выбирают приоритеты учетной политики в вопросах выручки от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов и др.

Выбор вариантов учетной политики является, с одной стороны, обязательным требованием бухгалтерского учета, а с другой -- инструментом реализации финансовой политики предприятия. В определенной мере выбор учетной политики влияет на размер финансовых ресурсов.

На третьем этапе производится расчет отдельных показателей финансового плана, составление плана по определенной форме и его утверждение. Специальные расчеты к текущему финансовому плану включают расчеты прибыли и ее распределения, амортизационных отчислений. Потребности в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств, источников финансирования капитальных вложений, налогов и др. В рыночной экономике рекомендуется составлять несколько вариантов финансовых расчетов в целях оптимизации принимаемых решений. Для обоснования финансового результата (прибыли или убытка) по основной деятельности к финансовому плану составляются сметы продаж, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). По видам деятельности -- операционной, инвестиционной, финансовой могут составляться, в рамках до одного года, бюджеты, отражающие соответствующие доходы и расходы.

На уровне структурных подразделений предприятия также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; бюджет амортизационных отчислений; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия следует соблюдать принцип декомпозиции. Он означает, что все бюджеты должны быть увязаны в сквозную систему и бюджеты подразделений входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Перечисленные расчеты к финансовому плану необходимы для осуществления контроля за ходом выполнения плана и финансирования предусмотренных мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных средств.

Четвертый этап предполагает доведение заданий утвержденного годового финансового плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вноситься корректировки в бюджеты и сметы структурных подразделений предприятия (отделов маркетинга, ценообразования, планового и др.). Изменения вносятся на основании расчетов статей финансового плана. Структурные подразделения предприятия доводят плановые задания до конкретных исполнителей.

Пятый этап предусматривает разработку отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями не осуществляется.

Рассмотрим подробнее содержание финансовых планов.

Текущий финансовый план (расчетный баланс доходов и расходов) составляется на год с поквартальной разбивкой. Он может включать два или три раздела. В первом случае в нем выделяют разделы: 1. Доходы и поступления средств. 2. Расходы и отчисления средств. 3. Взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет). Между разделами финансового плана существует определенная взаимосвязь. Итог первого раздела плюс ассигнования из бюджета должен быть равен итогу второго раздела плюс платежи в бюджет. Если текущий финансовый план включает два раздела, то ассигнования из бюджета записываются в разделе 1 «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет -- в разделе 2 «Расходы и отчисления средств».

Примерная форма текущего финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов) приведена в Приложении 1. [35, с. 409]

В первом разделе текущего финансового плана показываются финансовые результаты деятельности, начисленная амортизация, ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе.

Во втором разделе плана отражаются расходы на расширение и техническое перевооружение производства, уве личение оборотного капитала, социальное развитие, погашение долгосрочных банковских кредитов и займов, образование резервных фондов и другие расходы за счет чистой прибыли.

Третий раздел включает платежи в бюджет (налоги на недвижимость, на прибыль, а также местные налоги, уплачиваемые из прибыли, остающейся после уплаты общегосударственных налогов из прибыли) и средства, получаемые из бюджета на финансирование капитальных вложений, дотации, субвенции и др. В конце финансового плана в виде справки могут указываться налоги и отчисления, относимые на себестоимость или включаемые в отпускную цену сверх цены производства. [2, с.157]

При разработке текущего финансового плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками финансирования. Для проверки правильности составления текущего (годового) финансового плана и иллюстративности экономических взаимосвязей между статьями плана может составляться проверочная (шахматная) таблица. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия. При распределении доходов учитывается целевой характер их использования и очередность направления по статьям затрат. Например, прибыль в первую очередь направляется на уплату налогов и финансовых санкций, а затем на собственные нужды предприятия. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на увеличение оборотных средств, а в оставшейся части --на другие расходы по усмотрению предприятия. При недостатке собственных средств расходы в годовом финансовом плане могут покрываться долгосрочными заемными и привлеченными ресурсами. Возможный вариант шахматной таблицы приведен в Приложении 2. Составление шахматной таблицы начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия, итог должен совпасть. [35, с.411]

По своей природе текущий (годовой) финансовый план является жестким количественным планом. Длительное время его приоритет поддерживался государством, которое посредством финансово-кредитного механизма помогало предприятиям обеспечивать синхронность между поступлениями денежных средств и их расходованием. В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. Теперь ответственность за результаты деятельности лежит на самих предприятиях и они заинтересованы в том, чтобы знать свое финансовое положение на текущий момент и на ближайшее будущее. Текущий (годовой) финансовый план позволяет предвидеть размеры чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. В этом заключается его значение для предприятий, так как именно годовой план предполагает обоснование издержек производства и прибыли. Следует отметить что многовариантные расчеты с использованием современных технологии являются для нашей практики исключением, что снижает ценность годового финансового плана. Кроме того, под влиянием инфляции и внешних факторов плановые назначения требуют постоянной корректировки. Такая работа на отечественных предприятиях, по сути, не проводится, что также снижает значимость годового финансового плана.

Текущий (годовой) финансовый план не отражает полного объема финансовых ресурсов. По этой причине нельзя ограничиться его составлением, необходимы и другие финансовые планы.

Важным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия является план движения денежных средств на счетах в банках и в кассе (платежный баланс). Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам. Квартальные назначения подразделяются по месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. Для белорусских предприятий план движения денежных средств является новым документом и находится в стадии изучения. Необходимость его составления в современных условиях обусловлена отсутствием государственных гарантий по обеспечению предприятий источниками финансирования затрат, изменением порядка кредитования, наличием просроченной задолженности предприятий бюджету, банкам, экономическим партнерам. [35, с. 413]

План движения денежных средств обычно составляется в целом по предприятию. По своему содержанию он близок балансу денежных расходов и поступлений в составе бизнес-плана и платежному календарю в составе оперативных финансовых планов. В нем указывается остаток денежных средств на начало периода, все планируемые виды поступлений денежных средств и все виды денежных выплат. Значение этого плана в том, что на его основе предприятие прогнозирует выполнение всех своих расчетных обязательств и изменения в платежеспособности. Кроме того, составление плана движения денежных средств служит способом контроля за наличностью, позволяет своевременно принять меры по восполнению дефицита денежных средств путем привлечения кредитов и займов.

Составлению плана движения денежных средств (платежного баланса) предшествует разработка прогноза движения денежных средств (прогноза потоков денежных средств) по видам деятельности: текущей (операционной), инвестиционной, финансовой, а также в целом по предприятию. Этот плановый документ также находится в стадии изучения и нуждается в уточнении нормативно-методологической базы. Составление прогноза по видам деятельности дает возможность изучить: текущие денежные потоки; способность предприятия своевременно рассчитаться с бюджетом, банками, занятыми работниками и другими кредиторами; способность предприятия выплатить дивиденды; необходимость привлечения дополнительных денежных средств для выполнения планируемых программ и др. Прогноз движения потоков денежных средств может быть составлен по форме, представленной в Приложении 3. [35, с.414]

Валютный план составляется на год с поквартальной разбивкой и отражает движение средств на текущем валютном счете в банке. Основой для его составления служит предполагаемый объем валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, а также планируемые валютные поступления от реализации на внутреннем рынке, прочие валютные поступления и предполагаемые расходы в валюте. При расчете поступлений валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) учитывается обязательная продажа части ее за рубли.

При планировании рекомендуется соблюдать принцип валютной самоокупаемости, суть которого сводится к постоянному накапливанию валютного фонда хранящегося на текущем валютном счете предприятия.

Кредитный план (бюджет) составляется на квартал, полугодие, год. Он отражает получение и погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд банков, получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные потребности и иные цели. Примерная форма плана приведена в Приложении 4.

Оперативное финансовое планирование.

План поступления и расходования (движения) денежных средств на год с разбивкой по кварталам и месяцам дает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм этих потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия определяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Таким документом является платежный календарь.

Платежный календарь -- основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками предприятия [2, с.160].

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической целесообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Официально установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:

предстоящие расходы и платежи;

предстоящие поступления денежных средств.

В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по зарплате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды и все другие затраты.

Во втором разделе указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины переходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю. [35, с. 417]

Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств (вместе с переходящим остатком), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо оперативно изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период.

В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:

изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;

получение коммерческого кредита у поставщиков;

продажа определенной партии продукции по пониженной цене;

выездная торговля;

выплата части заработной платы в натуральной форме;

использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;

получение овердрафта или иного кредита в банке;

решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;

обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;

решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита);

изыскание возможности расчетов с государственными фондами в натуральной форме -- путем предоставления машин, оборудования, материалов, рабочей силы. [35, с. 418]

Примерная форма платежного календаря приведена в Приложении 5.

Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно составление более «узких» платежных календарей, например, налогового платежного календаря, календаря инкассации дебиторской задолженности, календаря реализации продукции (работ, услуг), календаря реализации отдельных инвестиционных проектов и др.

Конкретный перечень видов платежных календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план -- это план оборота наличных денежных средств, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. [2, с.163]

Финансовая служба предприятия осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.

Кассовый план должен быть представлен в коммерческий банк, выполняющий расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги.

Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом разделе указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это -- торговая выручка, выручка от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия, и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.). В третьем разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе - сроки суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

Подводя итог первым двум параграфам настоящей главы, всю совокупность существующих на предприятии финансовых планов можно представить в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2.

Виды финансовых планов предприятий

Вид плана

Периодичность составления

1.Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финансовым план)

Год с поквартальной разбивкой

2. Инвестиционный план (бюджет)

Квартал, год или более длительный период с разбивкой по годам

3.Кредитный план (бюджет)

Квартал, год

4. Валютный план

Квартал, год

5.План (прогноз) движения денежных средств

Квартал, год

6.Налоговый план (бюджет)

Квартал, год

7.Кассовый план (заявка)

Квартал

8. Платежный календарь

Месяц, декада, пятидневка и др.

9. Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

10. Баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

11.Прогноз баланса актинов и пассивов (составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

12. График безубыточности Составной элемент бизнес-плана)

По мере необходимости

Источник: Финансы предприятий: Уч. Пособие / Н.Е.Заяц и др.; под общ. Ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской, -Мн.: Выш. школа, 2005г.

Таким образом, основными типами финансового планирования, составляющими его систему, являются стратегическое, текущее и оперативное финансовое планирование. На предприятии создается целая система финансовых планов, характеризующая основные направления привлечения и расходования финансовых ресурсов организации.

Делись добром ;)