Финансовый кризис, инфляция и социальная защита

курсовая работа

1.2 Основные проявления финансово-экономического кризиса в России

Финансовый кризис - глубокое расстройство государственной финансовой системы, сопровождаемое инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг, проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам, нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы, взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массы в обращении требованиям закона денежного обращения. [16]

Закономерностью мирового экономического развития являются повторяющиеся с определенной периодичностью экономические кризисы. Анализ цикличности мирового экономического развития показывает две основные тенденции. Первая - более частая повторяемость мировых кризисов. Если в XIX веке было отмечено два кризиса мирового хозяйства, то в XX веке их было уже восемь. [5]

Вторая тенденция - сокращение на протяжении последнего столетия длительности экономических циклов, которые, как известно, завершаются кризисами (в среднем с 10-12 до 6-8 лет). Более короткие экономические циклы означают более частое повторение мировых экономических кризисов, число которых, по нашим оценкам, в XXI веке составит 10-12. Более частая повторяемость экономических кризисов, в свою очередь, требует соответствующей «подстройки» государственной социальной политики, то есть адекватных мер по защите занятости и доходов населения в целях противодействия росту бедности.

На протяжении новейшей истории (с 1991 г.) Россия испытала 4 экономических потрясения (кризиса): 1) либерализация цен с 1 января 1992 г.; 2) финансовый кризис в октябре 1994 г. (так называемый «черный вторник»); 3) финансовый кризис в августе 1998 г.; 4) текущий экономический кризис, начавшийся в сентябре 2008 г. и продолжающийся до настоящего времени.

У всех этих кризисов - разные причины, природа; разная глубина воздействия на экономику и общество, разные социальные последствия для населения и его отдельных социально-демографических и доходных групп. Но неизменным следствием резких отрицательных изменений в социально-экономической сфере был рост масштабов абсолютной бедности в стране. Особенно сильными были социально-экономические «шоки», вызванные либерализацией цен с 1 января 1992 г. и финансовым кризисом в августе 1998 г.

Предыдущий такой кризис Россия испытала в 1998 г. Его негативными последствиями в области доходов и уровня жизни населения были следующие: реально располагаемые денежные доходы в 1998 г. по сравнению с 1997 г. снизились на 18,5 %, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. - еще на 12,0 %; реальная начисленная заработная плата одного работника - на 13,0 и 22,0 %; реальный размер назначенной месячной пенсии - на 5,0 и 39,0 % соответственно. Численность бедного (с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) населения выросла с 1997 г. по 1998 г. с 30,7 до 35,0 млн. человек (на 14,0 %), с 1998 по 1999 гг. - с 35,0 до 41,6 млн. человек (на 18,9 %). Доля бедного населения в общей численности населения страны с 1997 г. по 1999 г. увеличилась почти в 1,5 раза - с 20,8 до 28,4 % и в 2000 г. - до 29,0 %, составив 42,3 млн. человек. Бедность приняла, таким образом, широкомасштабный характер. [17]

Бедность населения, особенно если она растет, захватывая все более широкие слои и новые социальные группы, и приобретает значительные масштабы, пагубно отражается как на развитии конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Она ведет к ухудшению качественных характеристик населения, тормозит развитие трудового потенциала общества, снижает доступ к услугам образования и профессиональной подготовки, ведет к росту социально-экономического неравенства, является тормозом успешного общественного развития и может быть причиной социальных катаклизмов. [4]

Начавшийся вслед за глобальным кризисом (который уже получил название «первого системного кризиса глобализации») в сентябре 2008 г. в России новый экономический кризис, хотя его масштабы пока уступают масштабам кризиса 1998 г., также выражается в снижении ВВП, падении объемов промышленного производства и снижении занятости, сокращении персонала на многих предприятиях и организациях, росте общей (по методологии МОТ) и регистрируемой безработицы. Во II кв. 2009 г. по сравнению со II кв. 2008 г. ВВП снизился на 10,9 %, объем промышленного производства - на 15,4, занятость населения - на 2,9 %. Россия стала лидером по падению экономики в сравнении с крупнейшими развитыми странами. Одна из причин такого глубокого падения ВВП - большая социальная ориентированность бюджетных расходов, в то время как в других странах деньги в большей степени инвестируются в экономику. [6]

За этот период общая численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась с 4,3 до 6,5 млн. человек (на 51,2 %), составив во II кв. 2009 г. 8,6 % в общей численности экономически активного населения (это самый высокий показатель после 2001 г.); численность официально зарегистрированных безработных возросла с 1402 до 2207 тыс. человек (самый высокий показатель в текущем десятилетии).

Особенно остро текущий кризис отражается на населении монопрофильных городов (это города, насчитывающие от одного до нескольких предприятий), если расположенные в них предприятия испытывают экономические трудности. Приведем, детально не анализируя, «в назывном порядке» несколько наиболее характерных звучавших в последние месяцы в СМИ примеров таких моногородов и расположенных в них предприятий, которые «кормят» подавляющее большинство жителей этих городов [4]:

- город Пикалево Ленинградской области: из трех производств одно (производство цемента) уже остановилось, почти все работавшие на нем уволены, а два других (содопоташное производство и глиноземный комбинат) находятся на грани остановки;

- город Копейск Челябинской области: под угрозой закрытия находятся расположенные здесь шахты «Челябинской угольной компании» и связанные с ними производства (две обогатительные фабрики, авторемонтный завод и др.);

- город Байкальск (закрытие Байкальского ЦБК),

- город Ульяновск (сокращения на УАЗе),

- город Магнитогорск (сокращения на ММК).

Список градообразующих предприятий, оказавшихся в чрезвычайно сложных обстоятельствах, можно продолжать. В их ряду - начало массовых увольнений на «АвтоВАЗе», анонсированное в конце сентября этого года. Предполагается сократить 27600 человек, в том числе: 13000 работников пенсионного возраста; 5500 работников, находящихся в предпенсионном возрасте (женщины в возрасте от 53 лет, мужчины - от 58 лет); 9100 работников трудоспособного возраста.

Социальными последствиями кризиса являются ощутимое снижение реальных доходов населения и реальной заработной платы работников, задержки выплат заработной платы и, как следствие, рост бедности населения. В I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реальная начисленная заработная плата одного работника снизилась на 22,1 %, реальный размер назначенных пенсий - на 3,7, реальные располагаемые денежные доходы - на 22,2%. [4]

Как следствие кризиса, в 2008 г. практически перестали снижаться показатели бедности, а, начиная с 2009 г. (впервые после 2000 г., когда показатели бедности были самыми высокими после кризиса 1998 г.), бедность в России начала расти. Так, с 2007 г. по 2008 г. численность бедного населения снизилась всего на 0,2 млн. человек (с 18,7 до 18,5). В процентах к общей численности населения уровень бедности снизился на 0,2 процентных пункта (с 13,3 до 13,1 %). Согласно последним данным, в I кв. 2009 г. численность бедных россиян составила 17,4 % в общей численности населения страны, или на 4,3 % больше чем в целом в 2008 г.

Между тем, многие зарубежные и российские эксперты говорят о дальнейшем усилении кризиса, неизбежности второй волны кризиса и др. По оценкам МВФ, глобальная рецессия будет длительной и глубокой и завершится медленным оживлением мировой экономики [7]. МОТ полностью разделяет эту точку зрения и отмечает, что недавние изменения и данные непрерывного мониторинга рынков труда свидетельствуют о том, что нынешние тенденции в отношении роста уровня безработицы и масштабов бедности среди работающего населения в результате кризиса находятся в пределах показателей наихудшего сценария и в течение ближайших 6-8 лет будет иметь место долгосрочный глобальный кризис в отношении рабочих мест. [6]

Специалисты Всемирного банка утверждают, что текущий кризис станет для России более глубоким (с точки зрения замедления темпов экономического роста) и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 г [10]. По итогам 2009 г. года ВВП, по оценкам Всемирного банка, снизится в России на 8%, а уровень безработицы может повыситься до 13% [11]. Это неизбежно приведет к дальнейшему росту бедности. По одной из оценок (M. Ravallion), снижение темпов экономического роста на 1% приводит к росту бедности на 2%.[9]

В любом случае, в ближайшей перспективе, учитывая слабый спрос на производимую Россией продукцию и сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, одной из важнейших задач государственной социальной политики будет разработка мер по противодействию распространения широкомасштабной бедности (как это произошло после финансового кризиса в августе 1998 г.), используя действенные меры и механизмы в области политики доходов и заработной платы, занятости, социальной защиты населения.

Выводы по главе 1.

Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т. д. В итоге процесс инфляции носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.

Специалисты Всемирного банка утверждают, что текущий кризис станет для России более глубоким (с точки зрения замедления темпов экономического роста) и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 г. Борьба с инфляцией является одним из ключевых и приоритетных направлений государственной политики в условиях настоящего экономического кризиса.

Делись добром ;)