Фирма как основной субъект рыночных отношений

курсовая работа

1.6 Внутренняя структура предприятий (фирм)

Формирование структуры. Структура предприятия -- это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект (рис. 1.5). Структура предприятия определяется следующими основными факторами:

· размером предприятия;

· отраслью производства;

· уровнем технологии и специализации предприятия.

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.

предпринимательский право обязанность назначение фирма

Рис. 1.5 Структура производственного предприятий (фирмы)

Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых -- изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным -- предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные структурные подразделения -- отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала -- по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору. Принципиальная схема структуры фирмы показана на рис. 1.5. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений. Скажем, основные цехи делятся на группы:

· заготовительные;

· обрабатывающие;

· сборочные (отделочные).

Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируются в зависимости от конкретных задач. Так, группа отделов может включать до десятка отделов главного конструктора (химика, металлурга) по каждому изделию, которое серийно выпускается фирмой. Кроме того, могут создаваться отделы главного технолога, главного механика, главного модельера и т. д. Заместителей директора при этом становится значительно больше, чем работников, занятых на малом предприятии.

Например, на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева (ЗИЛ) в 1992 г. имелось 12 заместителей генерального директора. Их функции дифференцировались по конкретным видам деятельности завода, таким как основное и вспомогательное производство, капитальное строительство, подсобное хозяйство и др. Имелись заместители по управлению отдельной группой основных цехов и Отдельной группой вспомогательных и обслуживающих цехов.

В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.

Отраслевые различия структуры предприятия. Отраслевая принадлежность почти всегда в той или иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора -- отрасль производства и размер предприятия -- во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создается только на крупных предприятиях. Технология ее изготовления не укладывается в рамки малого или даже среднего производственного звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения -- маетерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и др.

Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется:

· многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;

· числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие;

· количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления;

· уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций.

Например, для изготовления одного современного грузового автомобиля средней грузоподъемности с дизельным двигателем требуется и общей сложности выполнить около 200 тыс. операций, нюпочая ковку, штамповку, механическую и термическую обработку, гальваническое покрытие, окраску, сборку и др. Многие заключительные операции выполняются е точностью, измеряемой сотыми долями миллиметра. Благодаря многообразию способов и точности обработки решаются две важнейшие экономические задачи: первая -- повышается качество (надежность и долговечность изделия) и вторая -- достигается полная взаимозаменяемость комплектующих узлов и деталей, что значительно снижает затраты на ремонт машин и оборудования, повышается производительность.

Для машиностроительных предприятий характерна в целом сложная, многоступенчатая технология, а потому и наиболее громоздкая структура. Напротив, для автотранспортной организации достаточно иметь гараж для транспортных средств с небольшой ремонтной мастерской и диспетчерскую. Фирмы, продукция которых При изготовлении не требует использования сложной технологии, преобладают в легкой и пищевой промышленности, на автомобильном транспорте, в бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, пошив одежды, транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют использования такого большого количества разнообразного оборудования и привлечения высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, как, например, при изготовлении самолета или автомобиля, Поэтому в Этих отраслях возможна организация малых объектов с упрощенной организацией производства, допускается индивидуальная и семейная производственная деятельность.

К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жесткими транспортными устройствами и не зависимы от природно-климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных трапе портных связей других прямых контактов отдельными производственными точками здесь не создается.

Структура и специализация сельскохозяйственных организаций в значительной мере определяются размерами принадлежащих предприятию земельных угодий и природно-климатическими условиями. Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйственные предприятия, наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы. Крупные фирмы в сельском хозяйстве -- это, как правило, многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления. Часто они располагают мощной технической базой с полным набором необходимых сельскохозяйственных и транспортных машин и механизмов, мастерскими по ремонту. Многие из них имеют фабрики и мастерские по переработке сельскохозяйственной продукции и другие подсобные и кустарные промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках.

Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для строительных фирм, а также организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссе и но -дорожного хозяйства. Подрядные строительные организации размещают возводимые ими объекты в соответствии с пожеланиями заказчиков независимо от какой-либо местной внутренней структуры. Отдельные строительные участки предприятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними -- это лишь единое финансовое, административно-хозяйственное управление и техническое обслуживание. В структуру предприятий железнодорожного, автомобильного, водного и трубопроводного транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ангары для подвижного состава. Объекты этих отраслей, их дорожное хозяйство организуются исключительно по территориальному признаку: по отрезкам дорог, водных путей (например, Волжское пароходство, Байкало-Амурская железная дорога, Московская кольцевая автодорога и т. д.). Эти предприятия включают не только магистрали, определяющие их название, но также весь арсенал средств, необходимых для обеспечения нормальной работы транспортных коммуникаций.

Делись добром ;)