Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь

курсовая работа

3. Проблемы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь на современном этапе

В Беларуси экономическая политика зачастую называется социально ориентированной. В результате её проведения сохраняется высокая степень равенства доходов населения, сопоставимая со странами ЕС. Однако сам уровень доходов в Беларуси значительно отстаёт от такового в странах Центральной и Восточной Европы. В последние годы снижаются государственные расходы на образование и медицину и одновременно растёт объём платных услуг в этих секторах. Уровень заработной платы в Беларуси значительно отстаёт от среднего уровня в странах Центральной и Восточной Европы - при том, что темпы роста производительности труда в Беларуси значительно выше.

С начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятия и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных. Одновременно с этим население имело возможность пользоваться огромным количеством различных льгот. Всего около 65 % населения имело права на льготы, включая льготы на проезд, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, стоматологию. Более 50 категорий населения могли воспользоваться льготами числом более ста. В 2007 г. произошло реформирование системы льгот в сторону резкого сокращения с одновременным увеличением масштаба адресной социальной поддержки. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными.

За годы реформ в Республике Беларусь снизился реальный уровень основных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. В реальном выражении они составляют менее половины от дореформенного (1990 г.) уровня. Реальное содержание доходов только с января 1998 г. по январь 1999 г. уменьшилось на 18 %, а в январе-августе 1999г. с учетом роста цен - на 3 %.

В Беларуси система социальной защиты в основном охватывает официально утвержденные уязвимые группы, к которым относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны. Однако многие уязвимые социальные группы остаются без достаточного внимания со стороны системы социальной защиты. Это относится, в первую очередь, к безработным и бездомным, проблемы которых осознанно игнорируются. На июнь 2009 г. пособие по безработице составляло BYR 45 000, то есть 17.6 % от прожиточного минимума, или 4.1 % от средней заработной платы. Более того, для его получения необходимо отработать определённое время на общественных работах. Государство не увеличивает пособие по безработице, надеясь таким образом стимулировать занятость среди населения. При этом оно активно субсидирует государственные предприятия, на которых сохраняется избыточная занятость.

Таким образом, к числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся:

обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;

нормализация демографической ситуации;

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;

повышение жизненного уровня населения;

улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы.

Также неоднократно в Республике Беларусь вставал вопрос о перераспределении налоговой нагрузки.

Распределить нагрузку по отчислениям в ФСЗН предлагается следующим образом: 20% от фонда заработной платы вносит наниматель и 14% - работники. Ныне практически всю нагрузку по платежам в ФСЗН несет наниматель, выплачивая в фонд 34% от фонда заработной платы.

Вместе с тем, против предложения МНС о перераспределении взносов в ФСЗН между работниками и нанимателями выступают сегодня Министерство труда и соцзащиты, а также Федерация профсоюзов Беларуси. Позиция оппонентов сводится к тому, что перераспределение взносов в ФСЗН приведет к снижению доходов населения.

Увеличение налоговой нагрузки на сотрудника будет означать сокращение реальных доходов населения и приведет к снижению потребления, оттоку высококвалифицированных специалистов в соседние страны (прежде всего в Россию), стимулированию выплат зарплат в конвертах.

Конечно, можно предположить, что работодатели после увеличения налоговой нагрузки на физлиц повысят зарплаты некоторым, особенно квалифицированным, сотрудникам. Однако вряд ли эта практика получит массовый характер, так как в случае увеличения зарплат у работодателя будет автоматически расти фонд заработной платы, от величины которого зависят взносы нанимателя в ФСЗН.

Сегодня стоит идти не на перераспределение взносов в ФСЗН между нанимателем и работником, а на уменьшение отчислений в этот фонд.

Представители Министерства по налогам и сборам, с одной стороны, признают, что сегодняшний уровень отчислений в ФСЗН (34% от фонда заработной платы) создает высокую налоговую нагрузку на предприятия. С другой стороны, чиновники отмечают, что уменьшать размер отчислений в ФСЗН нельзя, так как в стране много пенсионеров, которым нужно платить пенсию.

В Республике Беларусь необходимо совершенствовать систему социальной защиты.

Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, которая включает в себя:

для работающих - институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни;

для пенсионеров - институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать;

для всех граждан страны - гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих;

для всех граждан страны - гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования.

Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), Европейской социальной хартией.

В-третьих, необходимо разработать общенациональную (структурированную по основным направлениям) программу развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы [11].

В социально-трудовой сфере политика государства направлена на повышение уровня занятости населения и эффективного использования ресурсов труда. Основные усилия будут нацелены на обновление и улучшение структуры рабочих мест, развитие кадрового потенциала, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Здравоохранение также является важнейшим компонентом социальной политики Республики Беларусь. Бюджетные расходы на здравоохранение в 2011 г. составили 3,9 % ВВП. Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение выполнен, который составил 353 тыс. рублей на человека. Экспорт услуг организациями здравоохранения возрос на 23% и составил 8,6 млн. долл. США.

Приоритетными направлениями в 2012 г. в области здравоохранения:

формирование системы управления качеством в отрасли;

реконструкция и оснащение организаций здравоохранения;

оптимизация лекарственного обеспечения;

реструктуризация учреждений здравоохранения;

упорядочение оказания платных медицинских услуг;

реализация принятых государственных и отраслевых программ в области здравоохранения.

Основной целью развития системы образования в 2011 г. являлось повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг. Дальнейшее развитие системы высшего образования обеспечивает принятый в 2007 г. Закон Республики Беларусь "О высшем образовании".

Совершенствование социальной защиты населения предполагает повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств, выделяемых на удовлетворение социальных нужд. В этом направлении предусматривается:

усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной помощи с материальным положением получателей;

совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных стандартов;

организация действующей системы социальных пособий и выплат на базе разработки единых принципов и критериев предоставления.

Сложившаяся ситуация, вызванная целым комплексом внутренних и внешних проблем, не может быть решена одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны руководителей органов государственного управления для реализации разработанной стратегии. Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Делись добром ;)