Формальные и реальные условия обеспечения экономической безопасности в России

курсовая работа

2.3 Экономическая безопасность России как условие обеспечения обороноспособности страны

Анализ современной экономической ситуации в России свидетельствует о наличии большого числа рискообразующих факторов как внутри национального хозяйства, так и во внешней среде. Рискообразующие факторы - это процессы или явления, способствующие возникновению того или иного вида риска (угрозы, опасности) и определяющие его характер Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко, Воронеж: Изд-во Воронежский государственный университет, 2009. 216 с.. В экономике действует большое количество рыночных рисков, порожденных разными рискообразующими факторами, которые можно разбить на несколько классификационных групп. По источнику возникновения рискообразующие факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы продуцируются эндогенно, самой национальной экономикой, в то время как внешние - экзогенны и являются результатом функционирования внешней среды. Поскольку рискообразующие факторы возникают в различных сферах социально-экономической системы, логично определить их функциональную структуру. В соответствии с этим рискообразующие факторы могут возникать в сфере общественного производства и финансов, социальной и институциональной сферах и др.

Сопоставление внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы. Рискообразующие факторы ряда внешних угроз обусловлены в немалой степени внутренними проблемами российской экономики.

Проблема конкурентоспособности российской экономики не теряла своей актуальности ни во времена командно-административной экономики, ни в настоящее время. В бывшем СССР оторванность науки от производства, невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя, следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя и не ставила перед собой цель быть конкурентоспособной по международным стандартам, но позволяла концентрировать огромные ресурсы на отдельных отраслях экономики и в определенных областях конкурировать и даже временно превосходить основных мировых конкурентов (США, страны Западной Европы и Японию). Конкурентоспособные отрасли до сих пор на слуху: ВПК. космос, фундаментальная наука, спорт, искусство. Но сегодня, несмотря на революционный переворот в политике и экономике, переход на рыночную систему хозяйствования, приватизацию крупнейших предприятий и открытие экономических границ страны, даже в выше перечисленных областях Россия потеряла прочные позиции (за исключением, пожалуй, вооружений) и стремительно теряет запас конкурентоспособности.

По своей сути конкурентоспособность - это синтез сравнительных и конкурентных преимуществ страны. Сравнительными национальными преимуществами экономики России являются дешевый труд, богатые природные ресурсы (35 % мировых запасов сырья), благоприятные географические и климатические факторы. Конкурентные преимущества -это научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех стадиях - от дизайна нового продукта до его продвижения к потребителю. Россия располагает уникальными возможностями создания глобальных транспортных коридоров и иных коммуникаций, связывающих через её территорию Север Европы и Южную Азию, Запад Европы и Юго-Восточную Азию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и авиационных сетей. В перспективе это может привести к снижению издержек производства, повышению объёмов производства и жизненного уровня населения Россия и страны мира : сб. стат. // Госкомстат России. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_39/Main.htm/.

По данным докладов, готовящихся для ежегодных международных экономических форумов в Давосе. Россия по своей конкурентоспособности находится на одном из последних мест из числа 59 стран, взятых для сопоставления Промышленность России. 2008. Стат.сб. / Госкомстат «Hоссии». М., 2008. 381 с.. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты этих форумов считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты форумов относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, качество инженеров, конструкторов и учёных, разветвлённую сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению - низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики.

Россия все же обладает внушительным научно-техническим потенциалом. Общее количество ее ученых составляет 850 тыс. человек. В стране действует около 4 тыс. научно-исследовательских институтов. Огромным научным потенциалом располагает весьма развитая система высшего образования Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2008. № 7. С.137-156.. Тем не менее, результативность этого потенциала явно недостаточна.

Главными проблемами, снижающими эту результативность и влияющими на устойчивость системы экономической безопасности, являются:

- отставание России по технологическим параметрам от современных мировых научно-технологических лидеров, ведущие позиции которых определяют не военная сила и не экономическая мощь, а наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных в постоянном наращивании масштабов инновационного процесса. Следует отметить, что если у этих лидеров сегодня функционирует постиндустриальная экономика, экономика, базирующаяся на инновациях и прогрессирующих знаниях, то в России преобладает по существу начальный этап развития индустриальной экономики;

- неучастие России в широкомасштабном процессе создания инновационных сетей, которые включают в себя научно-технические ресурсы многих стран и являются важной опорой глобализации мировой экономики и неучастие в совместном научно-техническом творчестве разных стран и их корпораций в интересах не только бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира:

- низкая инновационная активность российских предприятий и слаборазвитое производственно-технологическое воплощение HИOKP в принципиально новых продуктах и продуктах повышенного качества. Так, лишь 5,2 % российских промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно активным (против 33% в США). В результате США контролируют 40 % мирового рынка высокотехнологичных товаров, а Россия - лишь менее 0,5 %;

- отсутствие стратегии формирования конкурентной среды, которая бы позволяла проводить жёсткий отбор производителей по уровню их конкурентоспособности;

- сохранение непрозрачности отношений государства и бизнеса, науки и производства;

- отсутствие законодательной базы, гарантирующей нормальное функционирование здоровой конкурентной среды.

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции но мировом рынке в процессе его глобализации:

1) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

3) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

4) перевод российского производства на инновационный путь развития;

- создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;

- последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов:

- проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

- завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

- разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

- изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

- разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности. Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:

- коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений:

- ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса:

- выстраивание сетей «наука - эксперимент - производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США - 264. в Евросоюзе - 150 и в Японии - 130 млрд.долл. Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2008. № 7. С.137-156. К тому же. необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.

3. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

- создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники:

- целевое финансирование особо важных и перспективных проектов:

- снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

4. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

Делись добром ;)