Формирование и неравенство доходов

курсовая работа

2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

доход неравенство лоренц

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

4) врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это, так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения. Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к "свободному от болезней времени". Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего "капитала здоровья": ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.. Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая "субъективная норма предпочтения времени" (т.е. степень его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне. На практике это может выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в "запас здоровья". Влияние природных способностей также является предметом дискуссий. При этом проводится аналогия - природные способности человека сравниваются с первоначальными качествами земли, приносящими ренту. Ортодоксальные сторонники концепции человеческого капитала стремятся объяснить различия в заработках такими традиционно-экономическими причинами, как уровень образования, качество обучения, возраст, объем производственного опыта, продолжительность рабочего времени и т.п. Образование не обязательно должно трактоваться как независимая переменная. Уровень образовательной подготовки во многом зависит от природных способностей человека (его "генетического фонда") и условий его воспитания в семье. Образование, следовательно, может выступать всего лишь как посредник, передающий на заработки воздействия, которые исходят от этих глубинных причин. Поэтому достичь более равномерного распределения первичных доходов принципиально невозможно. Изменению и перестройке поддается лишь распределение вторичных доходов (при помощи налогового обложения, трансфертных выплат и т.д.).

Радикальные экономисты придерживаются прямо противоположной точки зрения. На их взгляд, место работника в иерархии доходов обусловливается не его врожденными качествами и не его собственными усилиями, а его социальным происхождением. (В качестве измерителей последнего используются показатели семейного дохода, уровень образования родителей, профессиональный статус главы семьи и т.д.) По их мнению, образование выступает просто как посредник, преобразующий неравенство в социальном происхождении в неравенство доходов. К традиционным каналам, по которым влияние социального происхождения может идти в обход образования (таким, например, как связи в деловом мире), радикальная политэкономия добавляет еще один - передачу из поколения в поколение ценностных установок, мотиваций и стереотипов поведения. Если на разных уровнях производственной иерархии требуются работники с разными поведенческими характеристиками и если развитие этих характеристик осуществляется в основном в семье, то социальное происхождение может быть важнейшей причиной воспроизводства экономического неравенства, даже помимо его влияния на уровень образования. Ряд исследователей полагают, что процесс детерминации заработков носит вероятностный характер и складывается под воздействием случайных причин. Например, эта точка зрения проводится в книге социолога К. Дженкса "Неравенство: переоценка влияния семьи и образования в Америке", где на обширном статистическом материале показано, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегатных групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает. Более того, согласно полученным оценкам, все факторы, влияющие на уровень доходов - происхождение, генетический потенциал, пол, возраст, цвет кожи, образование, профессия и другие - способны объяснять не более 22% всех различий в заработках. Отсюда был сделан вывод, что заработки зависят главным образом от чисто случайных причин - "удачливости", "везения" человека. По мнению радикальных экономистов, образование стало “селекционным” механизмом, обеспечивающим отбор и качественную дифференциацию будущей рабочей силы. Они принимают основной тезис теории “фильтра” об использовании образования в качестве средства отбора и сигнализации о профессиональных качествах работников. Для анализа уровня неравенства в различные периоды времени, а также для определения степени неравенства используют различные коэффициенты. К ним относятся: децильный коэффициент, квинтильный коэффициент, квартильный коэффициент, дисперсия и коэффициент вариации, индекс Анткинсона, кривая Лоренца, коэффициент Джини. Следует отметить, что доход определяется статистическим методом. Подробнее остановимся на двух последних показателях. Степень неравенства доходов домашних хозяйств можно увидеть на кривой Лоренца.

Рис. 1 . Кривая Лоренца

На оси абсцисс расположена "доля семей", на оси ординат "доля доходов семей". Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АС, т.е. все семьи имеют равную долю доходов. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % -- 40 %, а 60 % -- 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АС.

Все доходы домашних хозяйств за исследуемый год приравниваются 100 %. Все население по критерию уровня доходов делится на пять групп по 20 % каждая. После чего вычисляют, сколько доходов получила каждая из пяти групп. Но для построения кривой Лоренца необходимо для каждой последующей группы суммировать с данными предыдущей группы.

Когда распределение доходов в обществе справедливо, то мы получим распределение по 20 % каждой группы. Чтобы получить биссектрису необходимо:

1 группа - 20 %,

2 группа - 1 группа + 20 % = 20 %+20 %= 40 %,

3 группа - 20 %+20 %+20 %=60 %,

4 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %=80 %,

5 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %+20 %=100 %

В нашем примере в некой стране за 2000 г. были получены данные:

для первой группы - 4,4 %,

для 2 группы - 7,2 %,

3 группа - 9 %,

4 группа - 13,5 %,

пятая группа 65,9 %.

Эти данные говорят о том, что 20 % населения владеет 65,9 % всех доходов домашних хозяйств, а 80 % всего населения владеют только 34,1 % (100 %-65,9 %). Эти данные свидетельствуют о несправедливом распределении доходов всего общества.

После этого построим кривую Лоренца по точкам:

Для первой группы (20 %) - 4,4 %=4,4, а должно быть 20 %.

для 2 группы (40 %) - 4,4 %+7,2 %=11,6 %, а должно быть 40 %.

3 группа (60 %) - 4,4 %+7,2 %+9 %=20,6 %, а должно быть 60 %.

4 группа (80 %)-4,4 %+7,2 %+9 %+13,5 %=34,1 %, а должно быть 80%

пятая группа (100 %) 4,4 %+7,2 %+9 %+13,5 %+65,9 %.

Область между линией, обозначающей абсолютное равенство - представлена биссектрисой, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов.

Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, разрыв исчез, а площадь была бы равна 0.

Если бы только 1 % населения владел бы 100 % всех доходов, то площадь была бы равна треугольнику ABC. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства.1Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в разные периоды времени, в различных странах или между различными группами населения, регионах, предприятиях и фирмах.

Количественное отношение площади сегмента между диагональю квадрата и кривой Лоренца к половине площади квадрата называют коэффициентом концентрации или коэффициентом Джинни (по имени предложившего коэффициент итальянского экономиста Джинни Корадо, который, в частности, занимался исследованием дифференциации доходов населения с помощью кривых Лоренца). Чем ближе этот коэффициент к нулевому значению, тем больше степень равенства в распределении доходов для соответствующего периода времени.

Коэффициент Джини характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Данный показатель устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Его величина может варьировать от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Делись добром ;)