Формирование и учет затрат производства

курсовая работа

1. Состав затрат

Затраты на производство и реализацию продукции является одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности организации и его финансовое состояние.

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели.

Определенный уровень затрат, складывающийся в организации, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем больше появляется возможностей для снижения затрат на производство и реализацию продукции. В практике планирования и учета термин «затраты на производство» применяют для характеристики издержек производства.

Все многообразие затрат, разнородных по составу и экономическому назначению образующих себестоимость продукции (работ, услуг), необходимо классифицировать по определенным признакам. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета и их анализа.

Создание базы данных для дальнейшего анализа затрат предприятия необходимо начинать с определения принципов группировки затрат. В практике работы организаций наибольшее распространение получили следующие группировки:

· По экономическим элементам (видам) затрат;

· По статьям калькуляции;

· По местам возникновения;

· По процессам.

Группировка затрат по экономическим элементам необходима для того, чтобы определить, какие именно ресурсы израсходованы и каков удельный вес отдельных видов затрат в их общей сумме. Укрупнено можно выделить материальные затраты (сырье, материалы, электроэнергия), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, услуги сторонних организаций, налоги, амортизацию и прочее.

Затраты, группируемые по экономическим элементам, всегда первичны и не содержат производных затрат. Например, затраты на труд и на материалы для самостоятельного проведенного предприятием ремонта зданий и сооружений в управленческом учете будут отражаться по видам не как «затраты по ремонту зданий и сооружений», а как «затраты на оплату труда» и «сырье и материалы».

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет проанализировать, на какие цели расходуются ресурсы. Перечень статей составляется самим предприятием исходя из потребности в детальности информации. Обычно используется следующий перечень статей калькуляции:

1. Прямые сырье и материалы;

2. Возвратные отходы;

3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие;

4. Топливо и энергия на технологические цели;

5. Основная заработная плата;

6. Дополнительная заработная плата;

7. Отчисления на социальные нужды;

8. Затраты на освоение производства;

9. Специальные затраты;

10. Общепроизводственные затраты;

11. Общехозяйственные затраты;

12. Потери от брака;

13. Прочие производственные затраты;

14. Коммерческие затраты и пр.

Группировка затрат по местам возникновения используется для анализа эффективности содержания того или иного подразделения. При этом затраты относят на те подразделения компании, где ресурсы были использованы. Как правило, группировка по местам возникновения затрат строится в соответствие с финансовой структурой организации. Местами возникновения затрат в производственной компании могут быть подразделения основного и вспомогательного производства, коммерческие и административно-хозяйственные службы. В торговых компаниях учет часто ведется в разрезе коммерческих, вспомогательных и общехозяйственных подразделений.

Выбор типа группировки затрат определяется спецификой бизнеса. Базой для группировки затрат могут служить и вид продукции, и центры финансовой ответственности. Можно применять и смешанные группировки - по цеховому принципу и по видам продукции одновременно.

Группировка затрат по процессам. В данном случае затраты группируют в зависимости от направления их использования - в производстве, реализации продукции или в управлении предприятием. Это позволяет оценить себестоимость процессов компании, что дает возможность точнее определить окончательную себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг).

Как правило, бизнес-процессы делят на основные (закупки, хранение, перемещение, производство, продажи) и вспомогательные (маркетинг, обеспечение качества, управление персоналом информацией).

Делись добром ;)