logo
Формирование инновационного рынка корпоративных ценных бумаг как фактор обеспечения иностранными инвестициями

2. Влияние рынка акций и корпоративных облигаций на реализацию социально-экономических реформ в России

При сегодняшнем достаточно низком уровне экономического развития России (он в несколько раз ниже показателей не только развитых, но и многих развивающихся стран) обеспечение экономического роста в нашей стране стало самой важной макроэкономической задачей, притом, что источники, обеспечивающие экономический рост в 1999- 2004 гг., а именно: развитие экономики за счет дальнейшего повышения загрузки производственных мощностей, вовлечение в процесс производства временно свободных и новых трудовых ресурсов и др. почти все исчерпаны.

Кроме того, подавляющая часть экономического роста в России в эти годы была связана с количественным увеличением производства первичных ресурсов и продуктов их первоначальной переработки (нефти, черных металлов и др.), но при цене за нефть (60 долларов за баррель) поток нефтедолларов практически не перераспределялся в другие отрасли, а концентрировался в узком кругу добывающих компаний, рост которых такими же темпами в принципе невозможен в силу ресурсных и мощностных ограничений.

В этой ситуации России необходимо такое сочетание мер экономической политики, которое обеспечит выход страны в число экономически наиболее развитых государств мира. Автору представляется, что в России от политики стабилизации с ее борьбой с "инфляцией спроса", жестким контролем денежной массы в обращении, значительным бюджетным профицитом правительству необходимо перейти к активной государственной политике стимулирования роста товарного производства, развития рыночных отношений и свободной конкуренции, стимулирования инвестиций в сырьевой сектор, в средний бизнес и малое предпринимательство и др.

Необходимо также определить ключевые проблемы, сдерживающие развитие производства в каждом отдельном секторе экономики, являющиеся потенциальными точками экономического роста в регионах России, и подготовить программу стимулирования инвестиций в приоритетные направления для достижения наибольшего эффекта. И привлечение инвестиций для реального сектора экономики в реализации социально-экономических реформ посредством рынка ценных бумаг (прежде всего рынка корпоративных ценных бумаг - акций и облигаций) как эффективного механизма финансирования экономического роста, научно-технического прогресса и инновационной деятельностиим еет приоритетное значение.

Среди причин, мешающих этому, можно выделить следующие. Во- первых, сложившуюся в 2004 г. благоприятную внешнеторговую конъюнктуру, увеличение доходов России от экспорта сырья правительству не удалось использовать в виде ресурса развития экономики, что возможно послужило фактором обострения мирового финансового кризиса для России.

Роль фонда в качестве инструмента стерилизации избыточной ликвидности, формирующейся под воздействием крайне благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, и снижения инфляции, можно считать достаточно эффективной и целесообразной.

Но при высокой скорости его наполнения задачи, которые должны были решаться его созданием, выполняются неэффективно. В какой-то мере его наличие уменьшает прирост денежной массы, но это происходит все слабее по мере поднятия цены отсечения.

В качестве стабилизатора при падении цен на сырье Стабилизационный фонд оказался малоэффективен. А чрезмерное изъятие денег из экономики (в силу того, что действующая цена отсечения ниже фактической цены за нефть) и их обесценивание из-за высокой инфляции в стране не принесли пользу отечественной экономике. По сути, неготовность государства использовать благоприятную конъюнктуру явиласья тормозом для дальнейшего развития экономики.

Во-вторых, развитие экономики находится в значительной зависимости от экспорта сырья. Наша страна призвана уйти от зависимости своей экономики и, соответственно, ВВП России, от цен на нефть и сырье (так как увеличение смежных с сырьевыми отраслей, более чем на 50% зависит сегодня от повышения мировых цен на сырье)2 и взять курс на обновление и реструктуризацию экономики, увеличивая ВВП, например, за счет роста высокотехнологичных производств.

В-третьих, значительная монополизация отечественной экономики, сохранение высокого уровня концентрации капитала в небольшом количестве бизнес-групп, доминирование крупных, сырьевых компаний привело к отсутствию достаточного для развития рынка уровня конкуренции.

В-четвертых, фискальный, "чрезмерно изымающий" характер налоговой политики и отсутствие инвестиционных налоговых стимулов сдерживает рост в экономике, в том числе в малом и среднем бизнесе, и приводит к тому, что 30-40% их финансовых потоков оказалось в тени.

Предельно конфискационная, чрезмерно изымающая накопления предприятий (до 94-95% прибыли), неэффективная налоговая политика приводит к сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций.

Необходимо усилить ее стимулирующее воздействие на экономику, которое в современных условиях должно быть доминирующим, на формирование рыночной инфраструктуры, полноценных субъектов рынка, конкурентной среды и др.

Только тогда налоговая система станет важным комплексным фактором экономического роста (при этом одно из направлений налоговой реформы - стимулирование диверсификации российской экономики путем увеличения налоговой нагрузки на нефтяной сектор с одновременным снижением ее на остальные отрасли экономики - представляется крайне важным).

В-пятых, наличие высокого уровня инфляции. Выбранный правительством механизм ограничения денежного предложения не только не привел к запланированному результату, но и "мешал" росту экономики. Рост инфляции носил характер "инфляции издержек" (повышение цен на металлы и топливо на 59,7% и 48,3%) и в меньшей степени зависел от увеличения платежеспособного спроса, а рост доходов населения, хотя и способствовал развитию "инфляции спроса", тем не менее, не оказал решающего значения на рост инфляционных процессов в целом.

В-шестых, недостаточная защищенность прав собственности и высокий уровень коррупции негативно влияет на развитие экономики.

В-седьмых, отсутствие системы доступного кредитования, сохраняющееся отставание развития финансового сектора от потребностей реального сектора экономики и несбалансированность спроса и предложения кредитных ресурсов, а также дефицит инвестиционного и оборотного капитала в реальном секторе экономики.

В-восьмых, в целом промышленная и инвестиционная политика остаются вне должного внимания правительства, хотя именно здесь следует определить механизмы поддержки экономического роста и др.

Только при устранении вышеперечисленных причин и диспропорций можно ожидать качественного роста экономики.

Автор предлагает меры по трансформации экономики, улучшению инвестиционного климата, развитию рынка ценных бумаг:

- полностью отменить импортные пошлины на ввозимое в нашу страну промышленное оборудование, необходимое для модернизации производства, и запчасти к нему;

- на фондовом рынке либерализовать нормативную базу (сократить до 4% налог на дивиденды по акциям, купленным в результате первичного размещения и снизить налог на доходы по корпоративным облигациям, с 24% до 15%, приравняв его к льготной ставке налога по госбумагам);

- обеспечить эффективную систему защиты прав собственности (разработать и принять новое антимонопольное законодательство и др.);

- развивать финансовую систему государства, упростив систему регулирования Центральным банком выдачи кредитов, выпустив государственные долгосрочные (до 30 лет) облигации и иные займы и др.;

- предоставлять инвесторам при покупке акций в результате первичного размещения дополнительные гарантии, используя потенциал финансовых накоплений государства и др.

Вопрос о полной отмене импортных пошлин на ввозимое в Россию промышленное оборудование, необходимое для модернизации промышленности, и запчасти к нему имеет сегодня огромное значение в условиях сильного износа оборудования и низком уровне развития экономики, а также при тех задачах, которые стоят перед ней в будущем.

Предложенное снижение налоговых ставок на фондовом рынке (с 9% до 4% на дивиденды по акциям, купленным в результате первичного размещения,1 и с 24% до 15% на доходы по корпоративным облигациям) выступит стимулом для дальнейшего развития рынка ценных корпоративных бумаг, в первую очередь, рынка акций и корпоративных облигаций.

А сниженная до 15% ставка налога на доходы по корпоративным облигациям будет приравнена к льготной ставке налога по государственным бумагам.

Таким образом, корпоративные облигации будут уравнены с ценными государственными бумагами, продолжающими преобладать на отечественном фондовом рынке и не обеспечивать должного подъема экономики и повышения благосостояния населения (их опережающего развития в дальнейшем быть не должно, так как это будет означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводственной государственной сферы).

Кроме того, снижение налоговых ставок будет иметь целью позиционирование рынка корпоративных ценных бумаг и позволит мобилизовать личные сбережения населения страны (при отсутствии в России эффективных механизмов привлечения личных сбережений в экономику).

Пока в нашей стране будет отсутствовать эффективная защита прав собственности - в России не появится благоприятного инвестиционного климата. Разработка и принятие нового антимонопольного законодательства позволит создать условия для прихода инвестиций в страну, развития малого и среднего бизнеса, бороться с картельными соглашениями, приводящими к росту цен на товары и услуги по стране и в регионах, создать инструменты, регулирующие ценовой демпинг при поставке товаров из-за рубежа и др.

Старое антимонопольное законодательство необходимо менять, так как фактически развитие экономики в последние годы происходило по принципу выделения производственных цепочек и захвата многих отраслей финансовыми группами.

В результате сегодня целые отрасли представляют собой финансово-промышленные империи, объединяющие в руках одного собственника все ключевые организации нескольких регионов: от заводов до банков. В каждом из секторов (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, банковский сектор) контролируемые государством компании часто ведут себя так, что разрушают конкуренцию. Этого быть не должно.

Для развития, в первую очередь, отечественного фондового рынка автор предлагает предоставлять инвесторам следующие гарантии: через 5-7 лет после размещения акций компании государство или уполномоченная им компания выкупит их у инвесторов по цене, равной средней цене размещения с учетом накопленных процентов н основе ставки, равной процентной ставке по государственным облигациям аналогичного срока длительности, т.е. вложения в такие акции будут сравнимы с вложениями в облигации с безрисковой процентной ставкой.

Сегодня инвестиционная и инновационная политика остаются без должного внимания российского правительства. Поэтому необходимо создать новые специальные инструменты для стимулирования инвестиционной активности, снижения рисков для инвесторов, а именно: систему инвестиционных фондов федерального и регионального уровня, инвестирующих ресурсы в капитал развивающихся компаний; Российский фонд технологического развития (инновационный фонд), осуществляющий государственную инновационную политику; Фонд кредитования малых форм в научно-технической сфере; систему региональных агентств по кредитованию инфраструктурных проектов и др.

Инвестиционные фонды - инструменты для выявления развивающихся предприятий и анализа их перспективности для решения экономических задач. Эти фонды должны выгодно размещать свои средства в виде инвестиций в развивающиеся производства (компании), в том числе и в их ценные бумаги.

Государство принимает решения о создании таких фондов при принятии соответствующих программ: проблемы, зафиксированные в региональных программах, решают фонды региональные, а федеральные проблемы - федеральные фонды.

Государство и регионы заинтересованы в эффективной работе таких инструментов. Складочный капитал этих фондов: государство (из федерального бюджета для федеральных фондов) и регионы (для региональных фондов) дают до 35% средств, остальное - частные инвесторы. Соотношение цифр может быть иным, одно важно: государство (и регионы) заинтересованы давать деньги на подобные проекты (например, инфраструктурные), так как частный бизнес один не сможет их "потянуть".

Наполнение активов фондов будет происходить от размещения собственных ценных бумаг на рынке. Складочный капитал фондов позволит, с одной стороны, решить вопрос личной заинтересованности руководителей этих фондов в высокой отдаче инвестиций, с другой - повысить эффективность инвестиций за счет снижения удельного риска частного капитала при государственных вложениях.