Формирование прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста

дипломная работа

1.1 Понятие, функции и источники формирования прибыли

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления. [57]

Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Она является одной из наиболее сложных экономических категорий.

Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:

· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

· главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности организации;

· главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса - одна из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

Это означает:

· обеспечения максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

· обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

· обеспечение высокого качества формируемой прибыли;

· обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

· обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

· обеспечение роста рыночной стоимости организации;

· обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции.

Она выступает как:

главная цель предпринимательской деятельности и фактор материальной заинтересованности работников;

мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;

источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;

источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов [58].

Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, т.к. она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей.

Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.

Прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.

В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли. Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая прибыль, тем больше стоимость активов предприятия, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже.

За счет прибыли формируется доходная часть федерального и местных бюджетов. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых торговыми предприятиями.

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала приоритета отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Прибыль как экономическую категорию следует рассматривать на двух уровнях:

макроэкономическом - на уровне экономики в целом или отдельных ее отраслей;

микроэкономическом - на уровне отдельных предприятий.

Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне - с определение места прибыли в доходе страны.

По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации товара, до понятия чистой прибыли. торговый прибыль рентабельность

В экономической литературе существуют различные точки зрения на прибыль (рис. 1.). [57]

Рисунок 1 - Точки зрения на показатель «прибыль»

В различных трактовках происхождения прибыли причинная связь зачастую не столько доказывается, сколько предполагается. Рассмотрим различные ситуации происхождения прибыли. Существенно различаясь между собой, они в то же время достаточно типичны. Каждая из них определяет возникновение своего вида прибыли. Так, различаются:

- прибыль, заработанная благодаря инициативе;

- прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или, что, по сути, означает то же, понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

- прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»). [14]

Рассмотрим более подробно каждый вид прибыли в зависимости от источников ее происхождения.

1. Прибыль, заработанная благодаря инициативе - в основе прибыли такого рода могут находиться четыре группы факторов:

- Внедрение инноваций, т.е.

а) внедрение на рынок «товара-новинки», который отличается от других подобных товаров, например, повышенным качеством, которое должно привести к увеличению прибыли за счет роста товарооборота и/или за счет увеличения нормы прибыли, если предприятие проводит на рынке стратегию «снятия сливок»;

б) освоение нового рынка сбыта, которое может осуществляться за счет расширения уже завоеванных рынков либо завоевания нового рынка;

в) внедрение новых методов торговли. Например, внедрение новых прогрессивных методов продажи, самообслуживание. При данном методе сокращается время на обслуживание одного покупателя, снижаются издержки обращения на оплату труда работников, а, следовательно, растет и прибыль;

г) внедрение организационно-управленческих новшеств, когда рост прибыли сможет быть достигнут, например, за счет улучшения управления товарными запасами (для этого следует оснащать предприятие вычислительной техникой), за счет научной организации труда, расширения круга поставщиков и выбора наиболее оптимальных.

- Прибыль, как вознаграждение за риск, т.е. страховая премия компенсации риска за вложение капитала в данное дело (страхование рисков).

- Разумное использование средств, экономия ресурсов. Например, оптимизация использование трудовых ресурсов за счет роста показателей фондооснащенности и фондовооруженности, оптимизация товарных запасов.

- Дальновидная политика в отношении задолженности. Например, для торговых предприятий это может быть использование кредита не только денежного, но и товарного. Однако если в первом случае на решение об использовании кредита влияет в основном только процентная ставка за использование этого кредита, то во втором случае - цена за единицу товара, срок через который нужно оплачивать товар и т.д. В любом случае предприятие будет решать, что ему более выгодно: остаться без данного товара совсем, либо взять его в кредит.

2. Прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или, что, по сути, означает то же, понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток), включает:

- прибыль, порожденную характером производственной деятельности. Например, для предприятий торговли это может быть динамика спроса, на которую влияет одновременно темп прироста населения, эластичность по ценам и доходам, характеризующая различные товары. Также это может быть повышение фондовооруженности по сравнению с конкурентами;

- прибыль, связанную с экономической конъюнктурой. Например, размер предприятия и занимаемая им доля рынка, увеличение покупательского спроса на продаваемый предприятием товар, более широкий ассортимент, чем у конкурентов;

- прибыль, возникающую из-за существующей структуры рынка. Например, увеличение доли занимаемого рынка вследствие благоприятных обстоятельств;

- прибыли, возникающие благодаря воздействию инфляции. В результате инфляции происходит так называемое «разбухание» прибыли, это очень хорошо наблюдалось после кризиса 1998 года, в частности по товарам, закупленным за валюту. Положительным это влияние назвать нельзя, т.к. во-первых, увеличивалась налогооблагаемая база и, во-вторых, резко снижалась покупательная способность рубля, что не позволяло восполнять товарные запасы в нужном количестве, несмотря на падение спроса.

3. Прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»), т.е. прибыль, зависящая от решения общественного института или договора между различными инстанциями (например, государством, профсоюзом, предприятиями) в большей степени, чем от экономических факторов. Например, навязывание цены производителем оптовому или розничному предприятию (если оно работает напрямую с производителем): в этом случае невозможна конкуренция цен, и норма прибыли у оптовых и розничных покупателей приобретает устойчивый характер. Однако чаще всего институализация связана с вмешательством государства. Это налоговое регулирование в виде представления на отдельные виды деятельности льгот и скидок, различные субсидии и дотации и т.д. [58]

В зависимости от метода исчисления в экономической теории и практике различают следующие виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, нормальную, максимальную, недополученную, чистую, облагаемую и необлагаемую налогом и др.

Экономическая прибыль представляет собой прибыль, оставшуюся после вычитания из выручки от реализации работ, услуг всех издержек (как явных, так и неявных). В настоящее время в действующей на предприятиях отчетности рассчитывают в основном бухгалтерскую прибыль. Расчет экономической прибыли имеет большое значение для выбора наиболее оптимальных направлений деятельности каждого предприятия и повышения его рентабельности.

Под бухгалтерской прибылью понимается общая выручка предприятия за вычетом явных издержек.

Предприятия торговли могут иметь прибыль или убыток от реализации основных фондов, продажи прочих активов, а также внереализационные доходы и расходы.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер, а также является элементом внутренних издержек предприятия.

Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков, сложившийся за исследуемый период:

Пmin = К УРmin / 100 - Сн, (1)

где Пmin - минимальная прибыль, тыс. руб.;

К - вложенный капитал, тыс. руб.;

УРmin - минимальный уровень рентабельности, %;

Сн - удельный вес налогов в балансовой прибыли, %.

Под номинальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателя, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель устремляются в другую сферу. Бегство капиталов из низкорентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности, если спрос на данные товары и услуги постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматель в данной отрасли деятельности получает более высокую, чем нормальная прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей и тем самым уровень прибыли снизится до нормального.

Недополученная прибыль - прибыль, которую могло бы получить предприятие при более выгодном использовании ресурсов. В зарубежной практике применяется для определения путем прибавления к чистой прибыли амортизационных отчислений.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции, работ, услуг без косвенных налогов и затратами, включаемыми в себестоимость.

Как качественный показатель прибыль представляет собой денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, остающегося в распоряжении предприятия в результате первичного распределения чистого дохода.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, получаемая при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

Делись добром ;)