Формирование рынка информации в экономике

курсовая работа

1.2 Концепции информационного развития общества

Рассмотрим основные концепции, рассматривающие информационное развитие общества. Одна из таких концепций - концепция экономики знаний. Термин "экономика знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962г.,понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста. Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90%всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние30 лет, так же как 90% общего числа ученых-инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Постоянные инновации в производстве, технологии, управлении, правовых нормах

и других значимых сферах жизни стали нормой. Это меняет не только производственную базу общества, но и социально-экономические отношения, культуру, межличностные взаимосвязи; в конечном итоге меняются требования к самой человеческой личности - к ее способности быстро приспосабливаться к переменам, усваивать, продуцировать и распространять новые знания, развивать свои творческие возможности в условиях экономики знаний.

Американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества также отводит знаниям и называет современное общество "обществом знания". "Новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире". Далее, различая понятия "знания" и "информация", он пишет: "Знание - это способность применить информацию к конкретному роду деятельности.

Американский экономист В. Мартин определяет информационное общество как "…общество, в котором качество жизни, так же как и возможности социальных изменений и экономического развития, все в большей степени зависит от информации и ее использования". Термин "информационное общество" был введен в научный оборот в начале 1960-х гг. В. Махлупом и Т. Умесао. Информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество".

М. Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное исследование "Информационная эра: экономика, общество и культура" посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он назвал "сетевым". Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством и результатом глобализации общества. В своей книге Кастельс неоднократно обращает внимание читателя на существенное различие между уже существующими концепциями информационного общества и его собственной концепцией "информационального общества". В концепциях информационного общества подчеркивается определяющая роль информации в обществе. По мнению автора, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время зарождающееся "информациональное общество" строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали "фундаментальными источниками производительности и власти".

Ракитов А.И. в работе "Будущее России: социально-технологическая модель" рассматривает технологические основы развития общества. Он выделяет пять технологических укладов. "Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. Информационный фактор, в глобально-историческом масштабе, является решающим для понимания человеческой истории и перспектив развития общества. Разумеется, жизнь общества не сводится к одной лишь технологии. Важнейшие факторы его развития -- культура, религия, искусство, национальные традиции и социальное творчество. Но, признавая это, следует ясно понимать, что в основе всех этих видов человеческой активности лежат фундаментальные технологии и процессы". Под технологией Ракитов понимает "сложную систему, в основе которой -- применение орудий, инструментов, аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, финансовыми, энергетическими, сырьевыми), наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и иных последствий, связанных с внедрением данной технологии". Одной из важнейших задач современной России он считает создание высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования, благодаря которому можно решить проблемы развития инновационных процессов и внедрения высоких технологий во все сферы деятельности -- в производство, науку, образование, культуру и быт. "Выработка современной государственной политики, прежде всего технологической, создание правового демократического государства, превращение России в страну, привлекательную для жизни, невозможны без революции в сфере национального образования, а она также предполагает внедрение высоких образовательных информационных технологий"

Делись добром ;)