Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
2.3 Инвестиции в человеческий капитал. Методы оценки
В экономике объем капитала учитывается через инвестиции, поэтому инвестиции в человеческий капитал служат основой оценки человеческого капитала и операций с его движением.
Формирование человеческого капитала представляет собой прежде всего учебную деятельность самого человека, затраты его жизненного времени. Затем уже инвестируют средства семья, фирмы, государство, общественные организации.
Более простой и статистически подтверждаемый метод оценки инвестиций в формирование человеческого капитала предложил М.М. Критский. Инвестиционный период составляет: дошкольный - 7 лет, школа - 11 лет, специальное образование - 2-5 лет. Среднегодовые расходы на одного человека составляют: дошкольное воспитание - 1,7 млн. рублей, общее образование - 0,9 млн. рублей, специальное образование - 2,7 млн. рублей. Тогда инвестиции в формирование человеческого капитала составляют: (1,7х7)+(0,9х11)+(2,7х5) = 35,3 млн. рублей. В данном подходе используются средние данные о расходах на воспитание и образование детей.
Рис. 5 - Инвестиции в человеческий капитал
Но человеческий капитал со временем подвержен износу - здоровье слабеет, знания устаревают, способности могут деградировать. Потому необходимо не только формирование, но и воспроизводство человеческого капитала. Для этого в период трудовой или экономической деятельности необходимы инвестиции в информационное обеспечение работника, расходы на повышение квалификации или переквалификации при изменении техники и содержания труда на рабочем месте, расходы на мобильность при структурных изменениях занятости. Можно согласиться с принципиальной структурой инвестиций в человеческий капитал, обоснованной Е.М. Самородовой.
Преобразования приведенной структуры возможны по следующим направлениям. Финансирование науки, прикладных исследований и разработок относится к инвестициям в национальный человеческий капитал. Индивид осваивает часть научных знаний через обучение и повышение квалификации. Поэтому инвестициями в человеческий капитал следует считать расходы на приобретение научной литературы, доступ к базам научных данных, конвертацию научных результатов в интеллектуальный капитал человека. Расходы, связанные с обеспечением мобильности работника, в значительной мере выражают текущие затраты на поддержание работоспособности и должны возмещаться из амортизационных средств по нематериальным активам.
Таким образом, к инвестициям в образование и воспроизводство человеческого капитала следует отнести расходы: на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста; на образование общее и профессиональное; на профессиональное обучение на производстве, повышение квалификации, переквалификацию; на информационное обеспечение специалистов и менеджеров; на обеспечение социальной мобильности.
Расходы предприятий на повышение квалификации и переквалификации, на информационное обеспечение фиксируются в учете и могут быть рассчитаны на одного человека. Бюджетные расходы на здравоохранение, образование и социальную мобильность также известны в целом и на одного человека.
Таблица 2 - Инвестиционные расходы домохозяйств на формирование и накопление человеческого капитала, руб.
Год жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
Стоимость жизнеобеспечения |
20.0 |
34.0 |
40.0 |
40.0 |
40.0 |
40.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
52.0 |
52.0 |
52.0 |
56.0 |
|
Доля инвестиций |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
|
Инвестиционные расходы |
20.0 |
34.0 |
40.0 |
40.0 |
40.0 |
40.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
46.0 |
52.0 |
52.0 |
52.0 |
56.0 |
|
Год жизни |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
Стоимость жизнеобеспечения |
56.0 |
56.0 |
62.0 |
62.0 |
62.0 |
62.0 |
62.0 |
60.0 |
60.0 |
60.0 |
58.0 |
58.0 |
56.0 |
56.0 |
56.0 |
|
Доля инвестиций |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
0.3 |
|
Инвестиционные расходы |
56.0 |
56.0 |
62.0 |
62.0 |
62.0 |
62.0 |
21.0 |
20.0 |
20.0 |
20.0 |
19.0 |
19.0 |
18.5 |
18.5 |
18.5 |
|
Год жизни |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
|
Стоимость жизнеобеспечения |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
54.0 |
|
Доля инвестиций |
0.3 |
0.3 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
|
Инвестиционные расходы |
18.0 |
18.0 |
10.8 |
10.8 |
10.8 |
10.8 |
10.8 |
10.8 |
5.4 |
5.4 |
5.4 |
10.8 |
10.8 |
10.8 |
18.0 |
Из таблицы 2 следует, что инвестиционные расходы семьи на содержание и воспитание детей до окончания средней школы в 17 лет составляют 706 тыс. рублей. Если учиться в ПТУ, то добавляется еще 2 года в сумме 824 тыс. рублей. Обучение в техникуме 4 года добавляет инвестиций в семье до 940 тыс. рублей. 5 лет обучения в вузе доводит инвестиционные расходы в семье на формирование человеческого капитала до 1010 тысяч рублей.
Таким образом, для формирования индивидуального человеческого капитала необходимы инвестиции. Именно они являются основным источником формирования и накопления человеческого капитала.