Франчайзинг как особенная форма

реферат

II. История и определение франчайзинга

В отличие от распространенного мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франчайзинговых предприятий питания с едой быстрого приготовления (fast-food franchises) типа ресторанов "Макдоналдс" в 1950-х годах. Скорее всего, его появление относится к началу 1800-х годов. Однако современный франчайзинг испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания "Дженерал моторс" начала применять франчайзинговое дилерство. Все еще действующая и процветающая сегодня, ее франчайзинговая система может похвастаться 10 900 дилерами, рассеянными по всей стране.

Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями "Рексолл" в 1902 г. и "Говард Джонсон" в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг развивался настолько быстро, что проник в большинство отраслей. Согласно данным Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business), около 10% из 19 млн. предприятий страны в 1988 г. функционировали на основании какого-нибудь франшизного соглашения, и франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% всего объема продаж розничной торговли. Начиная с 1972 г. выручка от продаж по всем типам франшиз - в розничной торговле, производстве, оптовой торговле и сфере услуг выросла со 144 до 640 млрд. долл. в 1988 г.

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать"; первоначально оно означало "освобождать от рабства". Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение:

"Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов".

Франчайзи получает таким образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот, предприятие франшизополучателя возникает за ночь. И, вероятно, оно будет точной копией всех остальных предприятий во франшизной цепи.

За фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную помощь, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:

· стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;

· первоначальное обучение работников и подготовка в области управления;

· дизайн магазина и закупка оборудования;

· унифицированная политика и процедуры;

· централизованные закупки по пониженным ценам

· постоянное консультирование по вопросам управления

· выбор места и рекомендации по размещению предприятия

· предоставление аренды;

· финансирование.

В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.

Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени в производстве. Предоставленный Министерством торговли США статистический отчет за 1988г. показал, что выручка франшизных предприятий от реализации составила 640 млрд. долл.

До последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа "Макдоналдс" и "Вендиз". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. Назовите какой-нибудь товар или услугу - и не исключено, что имеется кто-то, предоставивший на них франшизу. Даже давно известные компании типа "Сирс" и "Монтгомери уорд" заключили франшизные соглашения на 2100 предприятий розничной торговли по каталогу в малых городах с середины 1960-х годов.

Франшизы существуют в таких различных областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса.

Обсуждение этого вопроса позволяет сделать вывод, что франчайзинг часто оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Норма банкротств (failure rate) является низкой, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов. Согласно данным Министерства торговли США, только 4% всех франшизированных предприятий в стране прекратили свое существование в 1988 г. Однако опыт предпринимателя показывает, что франшиза является отнюдь не бесспорным путем к успеху.

III. Франчайзинг - бизнес-революция 

Сегодня многие в Европе воспринимают франчайзинг как чисто американское изобретение. Хотя, если разобраться, его история началась именно в Европе, а точнее, в средневековой Франции. Само слово «франшиза» обозначало в те времена особую привилегию или «вольность», которую французские короли давали своим вассалам: это могло быть эксклюзивное право торговать какими-то товарами, охотиться в королевских лесах, держать рынки и ярмарки, паромные переправы, а также право на постройку дорог, пивоваренных заводов.

В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе, и мэры многих городов стали давать франшизы рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка. В 1840-х годах немецкие пивоварни давали такие же права некоторым тавернам и барам, разрешая им торговать своим пивом и использовать символику пивоварен. И, наконец, в 1851 году «Зингер», знаменитая немецкая компания, производившая швейные машинки, стала давать исключительное право на продажу ее продукции специально отобранным дистрибьюторам. Так начинался франчайзинг в своей сегодняшней форме. В 1880 года права на привилегию стали предоставляться автомобильным, строительным, водным, канализационным, газовым и, в последующем, электрическим компаниям.

В Америке идея франчайзинга стала особенно популярной по окончании Второй мировой войны с возвратом миллионов американских военнослужащих на экономическую сцену и последующим бэби-бумом, когда десятки тысяч американцев стали приобретать франшизы знаменитых американских компаний и открывать свои предприятия. Для людей, которые всегда и во всем полагались только на самих себя, умели разумно рисковать и искали финансовой независимости, франчайзинг сделался новым Клондайком. Несмотря на то, что все относились к самой концепции новой формы бизнеса по-разному и, разумеется, было немало скептиков, в американской прессе того времени франчайзинг называли бизнес-революцией ХХ века и воплощением «американской мечты».

Мечта и вправду становилась реальностью для десятков тысяч предприимчивых американцев, а франчайзинг как явление действительно стал революцией в бизнесе ХХ века - он навсегда изменил наше отношение к устоявшимся нормам практики деловых взаимоотношений. Никакое другое экономическое нововведение не оказывало такого эффекта на экономику США и мира в целом, как франчайзинг. Бэбибумеры всё ещё управляют экономикой и продолжат это делать в следующем столетии, когда потребность в услугах и продуктах будет только возрастать. Поэтому франчайзинг останется идеальной деловой моделью XXI века. В США контроль за рынком и порядком регистраций франчайзинга осуществляет The International Franchise Association, которая тесно работает с американским Конгрессом и Federal Trade Commission (FTC). На основании решения FTC с 1978 владельцы прав на продукцию и/или технологию обязаны в публичном порядке предоставлять документ под названием Uniform Offering Circular (UFOC), который содержит очень подробную информацию о франшизе компании и Положение по продаже, услуге и использовании продукта и/или технологии.

Именно франчайзинг сделал малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства наемных рабочих и обслуживающего персонала Америки. Ежегодно прибыль от реализации продуктов и услуг через сеть франчайзинговых предприятий только в Соединенных Штатах составляет более 760 миллиардов долларов. Сегодня в США каждые три компании из ста являются франчайзерами, но, в то же время, доходы этих мизерных трех процентов национального бизнеса составляют 34% от всех продаж на территории США. Идея франчайзинга привлекает все больше предприимчивых энтузиастов во всем мире. Только в США и Канаде сегодня оперируют более 3200 компаний-франчайзеров (около 2400 из них в США). Они имеют 600 000 представительств-франчайзи в десятках стран на всех континентах мира. В Великобритании, где проблема безработицы всегда была национальным бедствием, а франчайзинг стал практиковаться только в 70-х годах, около 600 франчайзеров, имеющих более 30 000 франчайзи по всей стране, создали более 260 000 рабочих мест. Годовой оборот английских франчайзеров в среднем составляет от 6,5 до 7 миллиардов фунтов стерлингов. Сегодня франчайзинг - очень отрегулированная промышленность, которая предлагает огромные возможности тем индивидуумам, которые преданы своей мечте и хотят её реализовать, вступая в собственный бизнес под именем владельца франчайзинга.

Как явление, франчайзинг открывает уникальные, практически неограниченные возможности для энергичных, преданных делу и предприимчивых людей. Но, как любое новое дело, для начинающих предпринимателей франчайзинг может оказаться источником неожиданных сюрпризов, от которых уберечь Вас может только профессиональная помощь консультантов по франчайзингу, юристов и экономистов. В этой статье мы попытаемся вкратце познакомить Вас с основными правилами франчайзинга и его механикой.

Делись добром ;)