logo
Характеристика монополизма в России

1.2 Теоретические положения конкурентного рынка

Теория конкуренции имеет тот же возраст, что и политическая экономия. На сегодняшний день мировая экономическая наука добилась значительных успехов в исследовании данного явления, теория обогатилась различными концепциями в рамках различных научных течений и исследовательских подходов.

На протяжении господства административно-командной системы в нашей стране изучение тем конкуренции и монополии происходило исключительно в разделе критики капиталистической системы производства. Исходя из марксистско-ленинской доктрины, общество развитого социализма внешне полностью отрицало конкурентные отношения. Из научных работ этого периода можно отнести к исследованиям конкуренции нормативные разработки по «социалистическому соревнованию», функции которого ученые обуславливали природой коллективного сотрудничества в пику конкуренции капиталистической, носящей «хищнические античеловеческие черты».

С началом становления рыночной экономики, российская, экономическая наука, по новой воспринимающая достижения западной экономической мысли, значительно продвинулась в разработке теории конкуренции. Российские ученые представили достаточный объем общих и специализированных разработок проблем конкуренции и ее роли в экономической системе. Большая часть трудов относится к анализу особенностей и перспектив становления конкурентных отношений в переходной экономике, демонополизации и разгосударствлению, практических рекомендаций по ведению конкурентной борьбы, поддержанию конкурентоспособности, основам маркетинговой деятельности.

Несмотря на очевидную зрелость, до окончательного оформления теории конкурентных отношений с учетом различных форм рыночной власти, которая могла бы предоставить теоретические предпосылки для формирования универсальной концепции конкурентной политики и антимонопольного регулирования, применимой в условиях многовариантности экономических систем, еще далеко. Стремительно развивающаяся, особенно на современном постиндустриальном этапе развития цивилизации, сфера экономических отношений заставляет постоянно пересматривать устоявшиеся концепции, их применимость в новых условиях, а так же генерировать идеи, описывающие и объясняющие новые явления.

Как отмечает Дж. Стиглер, «ни одно понятие в экономике - и ни в какой другой области никогда не удается определить настолько четко, чтобы его смысл оставался ясен в любых обстоятельствах. «В экономической теории даже совершенно произвольный термин вызывает такие вопросы, с которыми человек, давший это определение, не сталкивался».

Из обзора трудов и публикаций можно сделать вывод о многообразии определений понятия «конкуренция». Широкий спектр определений обусловлен не только плюрализмом в методологических способах определения, стремлением охарактеризовать его с разных сторон, но и принципиальными расхождениями в понимании его содержания. Различные направления имеют в основе уровни конкуренции, субъекты, объекты конкуренции, формы, границы, методы конкурентной борьбы, модели равномерного ценообразования в условиях асимметрии рыночной власти, а так же значение конкуренции в экономической науке.

Начало развития научных представлений о конкуренции связано с классической работой А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он рассматривал конкуренцию, как «совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке». А. Смит считал, что независимое поведение может возникнуть на рынке и с двумя продавцами, но более вероятно - на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось «честным», без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным инструментом конкурентной борьбы они считали цены.

А. Смит в своей пионерской работе, сосредоточив усилия на раскрытии механизмов рыночного ценообразования, не мог обойтись без абстрагирования от искажающих факторов, иначе продемонстрировать работу «невидимой руки рынка» было бы невозможно в связи с недостижимостью долгосрочного равновесия на оптимальном для всеобщего благосостояния уровне. Так было положено начало идеальной модели конкуренции, которая впоследствии получит название «совершенная конкуренция». В качестве условий, необходимых для максимальной результативности хозяйства страны, А. Смит рассматривал автоматизацию и множественность рыночных агентов, свободу перелива ресурсов между отраслями. Поэтому, в рамках классического подхода закрепилось положение о том, что реальная экономика функционирует по законам «совершенной конкуренции», чему способствовали эмпирические наблюдения за экономической действительностью современной ему эпохи.

Впоследствии углубление научных представлений о конкуренции (опустим пока марксистскую школу) происходили в рамках «совершенной конкуренции». В работах Д. Рикардо, Дж. Милля, А. Маршалла, теория конкуренции получила свое развитие. О. Курно и Дж. Эджоурт усилили ее при помощи широкого применения математического аппарата. После критических работ П. Сраффы, Э. X. Чемберлена и Дж. Робинсон концепция не потеряла своего значения, а продолжала совершенствоваться в рамках выделившейся в микроэкономическом анализе дисциплины «отраслевая организация», или «теория строения рынков».

Различные авторы расширяли и уточняли круг условий, образующих среду для максимальной результативности рыночного механизма. Однако стержнем идеи является концепция «ценополучения». Это означает невозможность каждого из продавцов путем изменения объема продаж повлиять на рыночную цену: сведение к минимуму рыночной власти каждого из субъектов. Для этого вводятся условия малости и множественности продавцов. Товар, обращающийся на рынке совершенно однороден, перекрестная эластичность товаров разных предприятий абсолютна. Продавцы и покупатели обладают полной информацией о рынке и ценах. Барьеров входа и выхода не существует.

Основными понятиями, описывающими сущность рыночных отношений, являются понятия конкуренции и монополии. Конкуренция - двигатель экономического прогресса и именно конкурентный рынок в идеале является приоритетным для экономики государства, это тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция - это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты дороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг -- продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене, по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать дороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители -- счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Йозеф Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста, конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Конкуренция, как экономический процесс, может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

· формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

· организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;

· создание конкурентоспособной продукции;

· сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

· создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

· дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи -- разоряются);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

· внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

· роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

· зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

· старения -- заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Конкуренция в экономике выполняет ряд действий:

· выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

· сводит конкретный труд к общественно необходимому;

· содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

· креативное (созидательное) - поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

· приспособленческое - учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

· обеспечивающее (гарантирующее) - поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

Виды конкуренции:

Различают конкуренцию:

1. функциональную (это конкуренция определенного товара);

2. видовую (по цене и качеству);

3. межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4. внутриотраслевую и межотраслевую.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Таблица 3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты

предприятия одной отрасли

предприятия разных отраслей

Объекты

лучшие условия производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция -- состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Основные черты совершенной конкуренции:

1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели.

2. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей.

4. Свободный доступ к различному роду информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция -- абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости -- это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимно отрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

· монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

· олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

· монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Несовершенная конкуренция порождает собой негативные последствия для рынка в целом, злоупотребления со стороны хозяйствующих субъектов по отношению к покупателям и другим хозяйствующим субъектам. Это дает предпосылки для монополизации рынка, что не может быть приемлемо для страны, строящей рыночную экономику, для которой основополагающей является концепция «доступного рынка». Доступный рынок можно определить как рынок со свободным входом и не сопряженным с убытками выходом. Рассмотрим подробнее сущность монополизации рынка и определим его отрицательное влияние на экономику страны.

Таблица 4. Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка.

Абсолютная монополия

Конкурентный рынок

Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств.

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе.

Строго регламентированные сверху вертикальые хозяйственные связи

Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей.

Централизованное установление цен.

Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов.

Нормированное распределение продуктов

Свободный выбор покупателями всех видов товаров.

Монополия государства во внешней торговле

Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей

Чистая монополия государства

Конкуренция всех товаровладельцев