Характеристика монополистической конкуренции
2.3 Достоинства и недостатки монополистической конкуренции
микроэкономика монополистический конкуренция
Существует статическая и динамическая теории монополии и монополистической конкуренции. С позиции статического подхода рассматриваются следующие недостатки монополии:
- средние издержки монополиста могут превышать возможный минимальный уровень, т.к. они перекладываются на потребителей;
- применение недобросовестной рекламы, вводящей в заблуждение потребителей для понижения чувствительности их спроса к повышению цены;
- возможно возникновение и развитие замкнутого цикла стагнации производства (уменьшение выпуска для повышения цены - снижение занятости - уменьшение доходов, спроса и потребления; новый цикл уменьшения выпуска и т.д.)
В динамической теория монополии, которой придерживались экономисты австрийской школы (основоположник - Й. Шумпетер), внимание сосредоточено на преимуществах монополии. С позиции динамического подхода считается ошибочным фокусирование последователей статического подхода на ценовой конкуренции, поскольку она не является определяющей в отрасли. Фирмы разрушают своими инновациями саму структуру отраслей (шумпетерианская конкуренция и гиперконкуренция). В этих условия проявляются следующие достоинства монополии:
- стабильность роста выпуска при «созидательном разрушении», т.к. фирма-монополист в долгосрочном периоде защищена от конкуренции и может развивать исследования и разработки;
- инновации, внедряемые монополистом, в долгосрочном периоде приводят к уменьшению затрат до уровня, недостижимого в условиях совершенной конкуренции;
- рекламная информация является добросовестной, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, т.к. потребители мыслят рационально, а производители не являются фирмами «однодневками».
Подход статической теории монополии в большей степени применим к зрелым отраслям, а динамической - к растущим.