Характеристика рынка монополистической конкуренции

курсовая работа

Глава 3 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

3.1 Развитие конкуренции в переходной экономике страны

Одним из важнейших направлений экономических реформ в России являются демонополизация экономики и развитие конкуренции.

Развитие конкуренции в переходной экономике страны зависит от темпов преобразования отношений собственности. Чем быстрее идее процесс приватизации, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма. Конкуренция в условиях чистого капитализма, когда существует множество продавцов и покупателей на рынке, выступает как совершенная конкуренция. Свободный рынок и свободное ценообразование- это идеальные условия для совершенной конкуренции. Однако в современной экономике таких условий нет, а, следовательно, и нет совершенной конкуренции. На смену пришла несовершенная конкуренция, ограниченная господством на рынке монополий и олигополий. Несовершенная конкуренция господствует на современном рынке и потому о ней говорят как просто о конкуренции.

Либерализация экономики, которая была начата в 1992 году, дала мощный толчок развитию рыночной среды, становлению новых субъектов рынка, изменению соотношения конкурентных и монопольных структур. Ожесточенная конкуренция за ресурсы и доходы потребителей ведет к обособлению производственного капитала, переливу капиталов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и финансовых операций.

Жесткая макроэкономическая политика заставила российские предприятия ощутимо почувствовать давление конкуренции. Пока что эту конкуренцию нельзя считать эффективной. Чаще мы имеем дело с монополистической конкуренций. Широко практикуется недобросовестная конкуренция и чисто криминальные формы конкурентной борьбы.

Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Здесь речь идет о так называемой нечестной конкуренции. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» Закон РФ « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 1991г. запрещает:

1.) распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам;

2.) самовольное использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой или иной информации без согласия ее владельцев и т.п. Строгий контроль за соблюдением запрета на недобросовестную и нечестную конкуренцию не только ограждает экономику от ее разрушительного воздействия, но одновременно и заставляет предприятия концентрировать внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют развитию производства, лучшему удовлетворению общественных потребностей.

3.2 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами:

- Законом « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках;

- Законом РФ « Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст.31);

- Федеральным законом РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ст.32);

- Федеральным законом РФ « Об акционерных обществах» (ст.10 п.2);

- Федеральным законом РФ « О рынке ценных бумаг» (ст. 30, ст. 51 п.7) и др.

Основополагающим законом является Федеральный закон РФ « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый Государственной Думой РФ от 4 июня 1999г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

Анализ монополистической конкуренции за последний период показал, что заметной конкуренции на монопольном рынке добились следующие компании:

1.Компания « Кировский стройфарфор» растет заметно быстрее всей промышленности России. Сегодня « Кировский стройфарфор» выпускает около 1,4 млн. ед. сантехники. Ежегодно объем увеличивается на 6-8%. Завод с оборотом около 20 миллионов долларов является лидером отрасли, контролирует примерно 20% всего российского производства. Рост оборота в среднем составляет 20-30% в год. Журнал « Эксперт» №14-2005 С. 38 С 1999г. объемы производства « Кировского стройфарфора» стабильно растут.

Завод удачно вписался в растущий на 25-30% рынок, и, несмотря на жесткую конкуренцию, сумел на нем закрепиться. В 2004г. производство увеличилось почти в 7 раз по сравнению с 1999г. -до 1,4 млн. кв. м. (по выпуски плитки).

2. Холдин « Северсталь « -Авто был создан в 2001г. На 2004 г. его финансовые показатели на фоне остального российского автопрома выглядят, по оценкам специалистов Журнал «Эксперт» №13-2005. С. 10, довольно неплохо.

Так, выручка (млн. дол.) у Холдинга составила -799 ( у « АвтоВаза»- 4250; Газ- 1650; Камаз- 1360) Чистая прибыль (млн. долл.)- 46,5 (Автоваз- 90; Камаз- 0,5; Газ-3,2)

3. ОАО « Сибакадембанк» (САБ) готовится к размещению облигаций по открытой подписке на Московской межбанковской валютной бирже.

Объем выпуска облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. составит 470 млн.руб., срок обращения- 728 дней. Погашения будут производиться безналично, ежеквартально. Основная идея эмиссии облигаций- создать пул региональных банков и составить альтернативу крупнейшим московским финансовым учреждениям на рынке доступа к международным инвестиционным ресурсам, активизировать ситуацию на межбанковском валютном рынке.

Делись добром ;)