Характеристика экономики отрасли связи
Введение
Экономика - это система жизнеобеспечения страны, где решаются вопросы производства, распределения, потребления благ для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Отрасль - совокупность предприятий, объединений, НИИ, которые характеризуются единством функционального назначения производимой продукции, однородностью употребляемых материалов, однотипностью технических процессов и особым профессиональным составом кадров.
Связь относится к всеобщим средствам труда, без которых не возможно эффективное функционирование всего общественного производства.
Отрасль связи призвана удовлетворять общественные и личные потребности в передаче информации и сообщений. Отрасль связи является отраслью материального производства и составной частью инфраструктуры общества.
Инфраструктура - это обособленная группа отраслей, обслуживающих общественное производство и население, и обеспечивающих условия для эффективной работы всех сфер производственной и не производственной деятельности.
В создании услуг связи участвуют три фактора материального производства: средства труда, предметы труда, труд работников связи.
Продукция отрасли включается в валовой национальный продукт и валовой национальный доход страны.
В отрасли связи создается потребительская стоимость (конечный полезный эффект процесса передачи сообщений) и стоимость, создаваемая в отрасли.
Связь - техническая база, обеспечивающая передачу и прием информации между удаленными друг от друга людьми и устройствами.
Экономические особенности отрасли связи:
- продукт, который создает связь, не имеет вещественной формы, нет сырья, нет основных материалов;
- не вещественный характер продукции определяет особую, по сравнению с промышленностью, структуру эксплуатационных расходов;
- если услуга связи потребляется в производственной сфере, стоимость переносится на стоимость вновь создаваемой продукции; если услуга связи потребляется в личном употреблении, стоимость исчезает;
- неотделимость во времени процесса потребления услуги от процесса производства, т.е. совпадение по времени процессов производства и потребления продукции (любое нарушение в деятельности средств связи или брак в работе сразу же сказываются на потребителях; услуги связи не могут храниться на складе, существовать не в сфере производства, а значит поступать в сферу обращения);
- неравномерность поступления нагрузки по часам, суткам, дням, неделям, периодам года и т.д.;
- повышенное требование к качеству;
- участие в производственном процессе не только собственных, но и привлеченных фондов (транспорт, аренда и т.д.);
- информация в связи, как предмет труда, должна подвергаться только пространственному перемещению (всякое другое изменение продукции означает ее искажение, потерю потребительских свойств и потребительской ценности);
- процесс передачи информации всегда является двусторонним (отправитель - получатель).