Холдинг как предпринимательское объединение

курсовая работа

1.2 Становление холдингов в России

В последние годы в России появилось огромное количество предприятий, которые используют в своих наименованиях термины "холдинговая компания" и "холдинг". Однако далеко не все могут дать четкое определение данным понятиям и зачастую это происходит из-за пробелов в законодательстве, которое регулирует такие предпринимательские структуры как холдинг. К тому же значительной проблемой стало отклонение Президентом Российской Федерации в июле 2002 года закона "О холдингах".

Первые холдинги образовались в России на сто с лишним лет позже, чем в странах Европы или же в США.

Возможность создания холдинговых структур впервые была зафиксирована в Законе Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" от 03.07.1991 года. Холдинги могли быть организованы на основе предприятий, которые входят в объединение, ассоциацию или же концерн, и находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, но только с согласия антимонопольных органов.

В октябре 1991 года была создана первая холдинговая компания АО "Автосельхозмашхолдинг" или же "АСМ - холдинг". Данная компания была создана на основе отраслевой системы бывшего Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Это была транснациональная корпорация. Однако данный холдинг впоследствии оказался просто неуправляемым, потому что имел гигантские размеры, территорию и численность входящих в его состав субъектов.

14 мая 1999 года проект Закона "О холдингах" был внесен на рассмотрение Государственной Думы. С 20.10.1999 по 01.12.1999 данный закон был принят в 3 чтениях Государственной Думой, однако уже 22.12.1999 он был отклонен Советом Федерации с нареканиями о том, что холдинги ущемят интересы регионов. Далее Согласительная комиссия развеивает опасения сенаторов, после чего 07.07.2000 Совет Федерации все же одобряет вариант закона, согласованный с Думой. Но уже через две недели, 20.07.2000 Закон "О холдингах" отклоняется Президентом Российской Федерации, с его слов, из-за наличия в законопроекте большого количества неясных положений. Государственная Дума в июле 2001 года повторно принимает Закон "О холдингах", но уже с учетом поправок Президента Российской Федерации, однако опять Совет Федерации отклоняет проект закона уже с подачи главы Минэкономразвития Германа Грефа. Далее в октябре 2001 года вновь была создана Согласительная комиссия, которая была призвана снять очередные противоречия, однако и в редакции Согласительной комиссии с учетом всех поправок Президента Российской Федерации, Закон все же был отклонен в феврале 2002 года.

Государственная Дума на пленарном заседании 07.06.2002 вновь снимает с повторного рассмотрения проект Закона "О холдингах". После стольких неудачных попыток учреждения данного Закона, разработчики принимают решение прекратить над ним работу, поскольку, по их мнению, он имел "рамочный" характер. Специалисты же считают, что данный Закон являлся недоработанным документом, отсылочным, слишком обобщенным и не имеющим механизмов реализации практически всех положений, а их в последней редакции проекта было всего 13. В данном законопроекте было множество недочетов, среди которых основными были:

- взаимоотношения холдингов с антимонопольными и налоговыми органами;

- не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге;

- не уделялось внимания вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля.

Так как Закон "О холдингах" был отклонен, среди холдинговых структур по сей день действует "Временное положение о холдинговых компаниях" для компаний, которые создаются при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Данное положение утверждено Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" от 16.11.1992 года.

Данное Положение действует только на те холдинговые компании, доля уставного капитала которых, находящаяся в государственной собственности, на момент создания превышает 25%. Это Положение должно было иметь временный характер и впоследствии быть заменено другим нормативным актом, который был бы намного более фундаментальным и юридически проработанным. Однако данного нормативного акта до сих пор нет, а нормы Положения, которые являются единственным системным нормативным актом, которые регулируют деятельность холдингов в России, подвергаются постоянной жестокой критике экспертов.

Правовое регулирование холдингов, которое в России возникло в рамках приватизационного законодательства, на самом деле довольно сильно отстало от требований современной предпринимательской практики. Положение о холдинговых компаниях, которые создаются при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, остается пока единственным действующим нормативным актом, в котором хоть как-то предпринимается попытка систематизации правового регулирования данного вида предпринимательских объединений.

На сегодняшний день в сфере холдингового законодательства образовался некий вакуум, потому что Временное положение уже не соответствует предпринимательским реалиям современной России, а более серьезного Закона так принято и не было. Отсутствие функционального законодательного акта влечет за собой правовые и управленческие проблемы организации и деятельности холдинговых компаний, а также не позволяет четко определить организационную форму бизнеса. Также нарушается возможность максимального извлечения из нее преимуществ, а также избежать ответственности за нарушение требований действующего законодательства, которые установлены применительно к холдинговым образованиям. Для нормального функционирования компании зачастую стремятся вывести себя из-под действия Временного положения.

А вот Федеральный Закон "О холдингах" будет рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации наверняка только после внесения изменений в законодательные акты, которые затрагивают проблемы данной темы, в частности налоговые и банковские законы, а также когда появится соответствующее его лоббирование со стороны государства и элиты бизнеса.

Также следует отметить тот факт, что холдинги возникли также в результате естественных процессов интеграции производства и концентрации капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, которые ранее входили в промышленные и производственные объединения. Также холдинги возникли в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или же учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основные и дочерние.

Также следует отметить возможные способы образования холдингов в предпринимательской практике России, а именно:

- в результате приватизации государственного и муниципального имущества при помощи внесения контрольных пакетов акций, которые принадлежат государству, в уставные капиталы хозяйственных обществ, которые приобретают из-за этого статус основных или же материнских обществ;

- в результате приобретения и концентрации пакетов акций или же долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ. Существует несколько способов укрупнения пакетов акций - от скупки и мены акций до увеличения уставного капитала и так сказать "размывания" мелких пакетов акций;

- в результате заключения договора или договоров;

- на базе имущественного комплекса единой коммерческой организации через ее реорганизацию в форме выделения или же учреждения дочерних хозяйственных обществ.

Делись добром ;)