Холдинг как предпринимательское объединение
2.4 Преимущества, недостатки холдинга
Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с не интегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:
- реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
- минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не входящими в него, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
- значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
- возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
- объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства;
- возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;
- имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры;
- возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах - гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии;
- облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);
- устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);
- ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);
- распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов);
- возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ;
- эффективностью финансового и налогового планирования;
- конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.
К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести:
- отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;
- бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;
- неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие "налогового единства" холдинга;
- сложность управления холдинговым объединением:
а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;
б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот);
- отсутствие адекватного нормативно-правового регулирования холдингов;
- отсутствие особенностей правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.