Ценовая политика промышленного предприятия на примере ООО "Мебель"

дипломная работа

1.3 Состав и структура цены

С одной стороны, цена представляет собой результат торга между продавцом и покупателем. С другой стороны, цена является денежным выражением общественно полезных затрат труда на создание и реализацию данного блага. Проанализировать цену значит выявить и изучить ее внутреннюю структуру. Состав и структура цены представлены на рис. 7.

Следует различать такие понятия, как состав и структура цены. Состав цены - это совокупность элементов, которые образуют конечную цену на продукцию. В зависимости от вида цены, ее состав может существенно меняться. Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах.

Рисунок 7 - Состав и структура цены

Рассмотрим отдельные составляющие цены по элементам.

1. Себестоимость в составе цены

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В условиях рыночной экономики себестоимость активнее выполняет свои функции как элемент цены и как экономический элемент управления ценообразованием и предприятием.

На протяжении жизненного цикла товара он проходит несколько стадий, связанных с определенным уровнем издержек, их составом и спросом на товар.

Регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны. Некоторые виды затрат (представительские, на рекламу) включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

Большинство отечественных предприятий рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Главное преимущество ценообразования на основе полных затрат - его простота и удобства, однако формирование цен по полной себестоимости искажает подлинный вклад каждого продукта в доход предприятия, так как отнесение на себестоимость товара постоянных расходов является условным.

В связи с приближением отчетного учета к международным стандартам предприятия получили некоторую свободу при выборе метода учета затрат. Помимо традиционного отечественного подхода к калькулированию себестоимости на основе полных затрат и установлению на базе полной себестоимости цен в настоящее время разрешено использовать альтернативный подход, в основе которого лежит система учета «директ - костинг». В соответствии с этим подходом себестоимость изделия включает в себя только прямые переменные затраты, когда по отдельным объектам планируется и учитывается неполная (ограниченная) себестоимость. Другие виды затрат не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли).

Процесс ценообразования на основе сокращенной себестоимости отличаются от традиционно используемого в отечественной практике. Если при формировании цен на основе полной себестоимости расчет начинается с суммирования всех затрат, то при использовании системы «директ - костинг» - процесс ценообразования начинают с оценки потенциального объема продаж по каждой предлагаемой цене.

Наиболее полно преимущества использования ценообразования на основе сокращенной себестоимости проявляется при принятии различных управленческих решений.

Система «директ - костинг» играет важное значение для принятий решений, связанных с формированием уровней, структуры и динамики цен на отчетный и перспективный периоды, учитывает взаимосвязь цен, объема реализации и издержек производства. Использование данной системы предполагает определение лишь переменных затрат на единицу продукции и общей суммы постоянных расходов предприятия.

Применение возможностей системы «директ-костинг»при формировании цен предполагает расчет двух взаимосвязанных коэффициентов:

1) коэффициент переменных расходов - отношение переменных расходов на единицу продукции (на весь объем производства) к цене продукции (выручке от реализации продукции);

2) коэффициент маржинальной прибыли - отношение маржинальной прибыли к цене (выручке).

Сумма этих коэффициентов всегда равна 1.

Система «директ-костинг» в процессе ценообразования может использоваться при решении многих управленческих задач при ограниченном числе показателей для определения:

1) минимального объема реализации при заданном уровне цен;

2) целесообразности полной загрузки производственной мощности при недостаточном спросе и реализации части продукции по цене ниже рыночной или даже ниже себестоимости;

3) целесообразности собственного производства полуфабрикатов (или их приобретения со стороны);

4) целесообразности ввода дополнительных производственных мощностей;

5) целесообразности привлечения заемных средств и др.

2. Прибыль в составе цены.

Прибыль производителя является вторым по значимости элементом цены. Любой производитель должен быть нацелен на получение максимально возможной прибыли. В увеличении прибыли предприятий заинтересованно и государство, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после НДС.

При реализации продукции по свободным ценам производитель сам определяет размер прибыли в цене товара. Никаких предельных ограничений не предусмотрено. Однако, определяя величину прибыли в составе цены продукции, необходимо учитывать спрос на эту продукцию. При этом прибыль, включаемая в оптовую цену, должна обеспечивать предприятию нормальную деятельность.

Если продукция реализуется по регулируемым ценам, то регулируется не размер прибыли, а норма рентабельности продукции. Объясняется это тем, что в ценообразовании абсолютная величина прибыли - величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности.

Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены на услуги (работы) естественной монополий.

Одним из методов регулирования деятельности естественных монополий является ценовое регулирование. В отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учетом того, что предприятия - естественные монополисты должны за счет прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а так же выплачивать дивиденды акционерам.

3. Налоги

Налог представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и дохода хозяйствующих лиц и простых граждан. Выделяют два типа налогов:

- прямые налоги - налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества (налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.);

- косвенные налоги - налоги, включаемые в цену товара или тариф на оказание работ или услуг (НДС, акцизы).

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с оборота в размере 18%, за исключением продовольственных и детских товаров (кроме подакцизных), на которые установлена льготная ставка в размере 10% с оборота.

Акцизу подлежит целый ряд товаров, устанавливаемый в законодательном порядке. Следует различать два типа акцизов: специфические (в рублях и копейках за единицу товара) и адвалорные (в процентах от стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза). Поскольку акциз включается в отпускную цену предприятия, то подакцизные товары подвергаются двойному налогообложению.

4. Снабженческо-сбытовые и торговые наценки.

Снабженческо-сбытовые и торговые наценки представляют собой наценки оптовых и розничных посредников. Эти наценки включают в себя себестоимость услуг посредников плюс размер прибыли и налоги с оборота. В целом калькуляция себестоимости услуг посредников адекватна той, что применяется на предприятии - производителе.

В заключение первой главы можно сделать следующие выводы.

Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или единицу товара на согласованных условиях.

Поскольку количество разнообразных благ ограничено и их может не хватать для всех, товары и услуги распределяются на основе их цен. Рост и падение цен влияют на поведение действующих или потенциальных производителей. Рост привлекает новых производителей, падение цен выталкивает некоторых из них с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.

Состав и структура цены зависят от ее вида, ценовой стратегии, ценовой политики и методов ценообразования, принятых организацией.

Делись добром ;)