Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

курсовая работа

5. Определение общей прибыли предприятия и ее распределение

Цена продукции предприятия является одним из важнейших факторов, определяющих величину дохода, прибыли и рентабельности.

Можно выделить два методологических подхода к формированию цен на предприятии. Первый - формирование цен на основе себестоимости. Это затратный подход. Второе - рыночное ценообразование, при котором цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.

Затратное ценообразование можно применять при производстве и продаже продукции монополиями, при производстве продукции по заказам, при продаже продукции на изолированном сегменте рынка или возникшем дефиците.

При затратном подходе цена строится по формуле:

Ц = С* (1+R), (3)

где С - себестоимость единицы продукции;

R - желаемый уровень рентабельности.

Рыночное ценообразование имеет место в условиях совершенной и монополистической конкуренции. При работе на рынке, где существует много производителей, выпускающих одинаковую или взаимозаменяемую продукцию, предприятию приходится принимать сложившуюся цену рынка.

В курсовой работе цены на продукцию и полуфабрикаты строится на основе формулы (3). Желаемый уровень рентабельности принят на уровне 30%.

Доходы предприятия определяются как произведение объема реализованной продукции и полуфабрикатов на цену (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Доходы предприятия

Показатели

Объем производства, тыс. ед.

Себестоимось ед., руб.

Цена продукции, руб.

Доходы,

тыс. руб.

Готовая продукция

А

29

1771,32

2302,72

66778,88

В

20

1431,82

1861,37

37227,40

Полуфабрикаты

А

1

1330,89

1730,16

1730,16

В

2

1054,91

1371,38

2742,76

Всего

108479,20

Прибыль предприятия является важнейшим показателей эффективности работы предприятия. Она формируется и распределяется в несколько этапов.

Прибыль от реализации продукции по видам деятельности определяется как разница доходов и расходов.

Для определения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности к прибыли от реализации добавляются прочие доходы и вычитаются прочие расходы. В состав прочих доходов входят доходы от участия в совместной деятельности, полученные проценты, прочие операционные доходы, штрафы, пени, неустойки и т.д. полученные.

В состав прочих расходов включаются налог на имущество, уплаченные штрафы, пени, неустойки и т.д.

Налог на прибыль определяется от суммы конечного результата в соответствии с установленном законодательством порядке.

В курсовой работе при распределении прибыли предлагается произвести только расчет налога на имущество. Ставка налога на имущество 2,2% от средней за период остаточной стоимости основных средств. Средняя остаточная стоимость основных средств определяется как среднеарифметическая стоимость на начало и на конец года.

Остаточная стоимость на начало года принимается равной заданной в исходных данных величине, умноженной на коэффициент годности основных средств. Коэффициент годности определится:

Кг = 1 -Киз (4)

где Киз - коэффициент износа.

Кг = 1- 0,25 = 0,75

ОСн = 0,75* 85 = 63,75 млн. руб.

Таблица 6.2.

Распределение прибыли предприятия

Показатели

Величина показателя, тыс. руб.

Доходы от реализации (выручка)

108479,20

Расходы

83445,16

Прибыль от реализации

25034,04

Прочие доходы

0

Прочие расходы

1362,35

Налогооблагаемая прибыль

23671,69

Налог на прибыль

5681,21

Чистая прибыль

17990,48

Остаточная стоимость на конец года равна остаточной стоимости на начало года минус амортизационные отчисления за год.

ОСк = 63,75 - 3,65 = 60,1 млн. руб.

Таки образом, величина налога на имущество рассчитается по формуле:

Ним = ((ОСн + ОСк)*ан) /2, (5)

где ОСн , ОСк - остаточная стоимость основных средств на начало и на конец года;

ан - ставка налога на имущество, 2,2%.

Ним = ((63,75 + 60,1)*0,022) /2 = 1362,35 тыс. руб.

Ставка налога на прибыль 24% от налогооблагаемой прибыли. В курсовой работе налогооблагаемая прибыль упрощенно рассчитывается как сумма прибыли от реализации и финансового результата по прочим доходам и расходам. Результаты расчета помещаются в табл. 6.2.

В заключение работы рассчитаем такие показатели использования производственных ресурсов как производительность труда, фондоотдачу, фондоемкость, материалоемкость, а также показатели, характеризующие эффективность производства: рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность основных производственных фондов. Методика их расчета и сам расчет приведены в таблице 6.3.

Таблица 6.3

Показатели эффективности использования ресурсов и работы предприятия

Показатель

Методика расчета

Расчет

Производительность труда

Отношение объема реализованной продукции в денежном выражении (доходы) к списочной численности работников

108479,20/264 = 410,91 тыс. руб./ чел.

Фондоотдача

Отношение доходов предприятия к среднегодовой первоначальной или восстановительной стоимости основных средств

108479,20/61925 = 1,75 руб./руб.

Таблица 6.3 (продолжение)

Показатель

Методика расчета

Расчет

Фондоемкость

Отношение среднегодовой первоначальной или восстановительной стоимости основных средств к доходам предприятия

61925/108479,20 = 0,57 руб./руб.

Материалоемкость продукции

Отношение расходов на сырье и материалы к доходам предприятия от реализации

19524/108479,20 = 0,18 руб./руб.

Рентабельность производства

Отношение прибыли от реализации к расходам предприятия

25034,04/83445,16= 30%

Рентабельность продаж

Отношение прибыли от реализации к доходам предприятия от реализации

25034,04/108479,20= 23,08%

Рентабельность основных производственных средств

Отношение прибыли от реализации к среднегодовой стоимости основных производственных средств

25034,04/61925 = 40,43%

Важнейшие показатели производственно хозяйственной деятельности предприятия сведены в итоговую таблицу 6.4.

Таблица 6.4.

Показатели работы предприятия

Показатели

Единицы измерения

Величина показателя

Производственная программа

Продукция

А

тыс. единиц

29

В

тыс. единиц

20

Полуфабрикаты

А

тыс. единиц

1

В

тыс. единиц

2

Доходы от реализации (выручка)

тыс. руб.

108 479,20

Численность работников всего

чел.

264

Численность рабочих

чел.

227

Численность руководителей, специалистов и прочих служащих

чел.

37

Выработка (производительность труда) на одного рабочего

тыс. руб./ чел.

477,88

Выработка (производительность труда) на одного работающего

тыс. руб./ чел.

410,91

ФОТ

тыс. руб.

42411,87

Среднемесячная заработная плата

руб.

13941,1

Стоимость основных средств

тыс. руб.

85 000

в т.ч. активной части

тыс. руб.

73 000

Фондоотдача

руб./руб.

1,75

Фондоемкость

руб./руб.

0,57

Фондовооруженность

тыс. руб./ чел.

Таблица 6.4. (продолжение)

Показатели

Единицы измерения

Величина показателя

Коэффициент загрузки оборудования

0,9935

Расходы предприятия

тыс. руб.

83445,16

в т.ч. оплата труда

тыс. руб.

42411,87

отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

11451,21

Материальные затраты

тыс. руб.

19524

Амортизация

тыс. руб.

3650

Прочие

тыс. руб.

6408,08

Себестоимость

А

руб.

1771,32

В

руб.

1431,82

Полуфабрикат А

руб.

1330,89

Полуфабрикат В

руб.

1054,91

Цена

А

руб.

2302,72

В

руб.

1861,37

Полуфабрикат А

руб.

1730,16

Полуфабрикат В

руб.

1371,38

Доходы

тыс. руб.

108479,20

Прибыль от продаж

тыс. руб.

25034,04

Чистая прибыль

тыс. руб.

17990,48

Рентабельность производства

%

30

Рентабельность продаж

%

23,08

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение рассмотрим пути повышения эффективности работы предприятия и использования производственных ресурсов.

Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по повышению эффективности работы предприятия прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы - внешние и внутренние.

К внешним факторам повышения эффективности работы предприятия относятся:

1)рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности продукции, организация эффективной рекламы новых видов товаров, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на продаваемые товары и услуги в результате инфляции;

2)хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Под внутренними факторами повышения эффективности работы предприятия понимают:

1)материально-технические (применение прогрессивного оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы);

2)организационно-управленческие (освоение производства новых, пользующихся повышенным спросом товаров, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

3)экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование роста продаж, налоговое планирование);

4)социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Количественную оценку перечисленных факторов повышения эффективности работы предприятия производят с помощью ряда параметров, в т.ч.:

- изменения в объеме реализации (по базовой себестоимости);

- изменения в структуре реализации продукции;

- экономия от снижения себестоимости продукции;

- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;

На величину прибыли оказывают влияние также эффект операционного и финансового рычага. Эффект операционного рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба сбыта. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект операционного рычага. Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности организации при этом возрастает.

литературА

1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2009.- 456с.

2) Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 352 с.

3) Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. - М.: Бух. учет, 2008. - 351 с.

4) Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 344 с.

5) Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - 2 изд., пераб., доп. - М.: Центр экономика и маркетинга, 2008. - 188 с.

6) Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. - М.: Дело и сервис, 2008. - 111с.

7) Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 471 с.

8) Тимашина Т.М. Экономическая теория. - М.: Дело, 2009. - 378 с.

9) Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 384 с.

10) Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 718 с.

Делись добром ;)