Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

дипломная работа

1.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ состава, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов.

Деятельность предприятия подчинена стремлению заработать прибыль, максимизация которой является по итогам года целеполагания как для его владельца, так и для других участников (менеджеров, акционеров, инвесторов и т.д.).

Финансовые результаты определяются двумя факторами:

1. Экстенсивный - количество и структура привлекаемого капитала;

2. Интенсивный - эффективность использования капитала.

В системе финансовых результатов первичным звеном является выручка от реализации (продажи товаров), т.е. денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия после оплаты потребителями (покупателями) изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг [21, с.213].

Функциональное назначение выручки от продаж товаров:

1. За счет выручки от продаж предприятие должно покрыть затраты, связанные с производством и отгрузкой товаров;

2. За счет выручки, предприятие должно генерировать валовую прибыль. Реальная практика дает основание обсуждать три альтернативных варианта хозяйствования на российских предприятиях, каждый из которых будет рассматриваться с позиции функций, выполняющих выручкой.

По первому варианту выручка от продаж выполняет обе функции, благодаря чему предприятие работает прибыльно и рентабельно.

По второму варианту выручка от продаж способна выполнять только первую функцию, обеспечивая реализацию затрат, то есть предприятие заканчивает год без прибыли с нулевой рентабельностью.

По третьему варианту выручка оказывается недостаточной для выполнения своих функций.

Генерируя свои убытки, предприятие производит нерентабельную, убыточную хозяйственную деятельность [33, с. 318].

В хозяйственной практике различают следующие показатели:

Валовая прибыль;

Прибыль (убыток) от продаж;

Прибыль (убыток) до налогообложения;

Чистая прибыль или непокрытый убыток.

Данные показатели определяются следующим образом:

Валовая прибыль равна выручке от продаж товаров, продукции, работ, услуг минус НДС, акцизы, себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг.

Прибыль от продаж равна валовая прибыль минус коммерческие расходы, управленческие расходы [29, с.233].

Прибыль до налогообложения больше прибыли от продаж на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и внереализационных доходов и меньше на сумму процентов к уплате, прочих операционных и внереализационных расходов.

Путём вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных обязательных аналогичных платежей определяется прибыль от обычной деятельности [36, с.438].

Чистая прибыль равна прибыли от обычной деятельности плюс минус чрезвычайные доходы расходы. За счет чистой прибыли происходит финансирование экономического развития предприятия, ее часть также направляется на социальное развитие (финансирование социальных программ, создание фондов).

На формирование массы прибыли, ее динамику оказывают воздействие огромное количество прибылеобразующих факторов. Их многообразие заставляет проводить классификацию прибыли образующих факторов, группируя их по определенным признакам.

Во-первых, по содержанию они могут быть технико-технологические, погодно-пригодными, территориальными, производственными, экологическими, социальными, правовыми и т.д. [27, с. 113].

Во-вторых, в зависимости от характера воздействия на формирования прибыли из прибыли образующих факторов принято выделять формализуемые (влияние на прибыль может быть представлено в виде расчетных счетов, т.е. установлено и подтверждено прямым счетом) и неформализуемые (влияние на прибыль может быть установлено только логическим путем, предположительно на уровне здравого смысла) факторы [22, с.317].

Формализуемые факторы представляют наибольший интерес для менеджеров, поскольку позволяют управлять процессом формирования прибыли предприятия. Данные факторы представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Формализуемые прибылеобразующие факторы

Затратообразующие

Объемообразующие

Доходообразующие

Калькуляция;

Физический объем на ед.

Цена реализации ед.

Себестоимость прод.товаров;

продукции;

продукции;

Полная коммерческая

Сортамент;

Товарная продукция;

себестоимость.

Номенклатура;

Ассортимент; Качество; Сортность.

Выручка от продаж.

Анализ рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли,

прибыли от реализации продукции и чистой прибыли [1, с.23].

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) -- отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

(1.12)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) -- отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

(1.13)

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [28, с.288].

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

. (1.14)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации [28, с.289] .

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(1.15)

Также выделяют следующие виды рентабельности:

Экономическая рентабельность показывает способность предприятия посредством привлечения и использования денежного капитала генерировать валовую прибыль.Финансовая рентабельность показывает способность предприятия посредством использования собственного капитала генерировать чистую прибыль [28, с.291].

Фондорентабельность показывает способность предприятия посредством использования основного капитала генерировать прибыль до налогообложения. Рентабельность перманентного капитала показывает способность предприятия посредством привлечения и использования перманентного капитала генерировать прибыль до налогообложения. Анализ оборачиваемости и деловой активности. Деловая активность характеризуется в первую очередь скоростью оборота средств. Анализ деловой активности заключается в определении уровней и динамики показателей оборачиваемости, т.к. финансовое положение организации ее платежеспособности зависят от скорости превращения вложенных средств в реальные деньги с прибылью [26, с.323].

Коэффициенты деловой активности:

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала - отражение скорости оборота всего капитала организации.

2. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств: показывает скорость оборота всех оборотных средств организации.

3. Фондоотдача: показывает эффективность использования только основных средств организации.

Показатели управления активами:

4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала: показывает скорость оборота собственного капитала.

Коэффициент оборачиваемости материальных средств: показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период.

6. Коэффициент оборачиваемости денежных средств - характеризует скорость оборота денежных средств.

7. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах: показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого организацией.

8. Срок оборачиваемости средств в расчетах: показывает средний срок погашения дебиторской задолженности.

9. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности: показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией [26,с.330].

10. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности: показывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам.

11. Период хранения продовольственных запасов:

12. Длительность процесса производства:

13. Длительность хранения готовой продукции:

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия [26, с.333].

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Делись добром ;)