Экономика и управление производством на железной дороге

дипломная работа

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ОАО «РЖД»

В 2000-е годы проделана огромная организационная работа по формированию имущественного комплекса и началу хозяйственной деятельности ОАО «Российские железные дороги». Но основная работа только начинается, построен «нулевой цикл» реформы и предстоит огромная работа по созданию конкурирующей компанией, обеспечению финансовой прозрачности, повышению экономической эффективности и привлечению инвестиций. Принципы формирования и финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» основываются на разработке комплексных проектов развития инфраструктуры железных дорог, под которым следует понимать совокупность взаимосвязанных инвестиционных проектов, объединенных одной или несколькими целями, решающих различные задачи компании.

Составным элементами комплексной программы в целом и образующих ее отдельных инвестиционных проектов являются следующие:

* Обоснование экономической целесообразности, объема и срока осуществления капитальных вложений, включая разработку необходимой проектно-сметной документации в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в условном порядке стандартами (нормами и правилами);

* Описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Комплексные проекты могут формироваться по различным признакам: во первых, территориальному (например, комплексный проект развития и реконструкции какого-либо направления железнодорожной сети); во вторых, производственно- функциональному (например, комплексный проект развития энергетического хозяйства ОАО «РЖД», комплексный проект развития пригородных зон крупных городов).

Инвестиционная программа должна базироваться на предложениях департаментов, железных дорог (филиалов ОАО «РЖД»), отдельных предприятий с учетом их последующего отбора основным руководящим органом, отвечающим за формирование всей инвестиционной программы корпорации, - Департаментом инвестиционной деятельности (ЦИНВ). Отбор целесообразно осуществлять путем всестороннего анализа влияния отдельных проектов и их путем всестороннего анализа влияния отдельных проектов и их частей на основные экономические показателя функционирования ОАО «РЖД». При формировании инвестиционных программ должны также приниматься к рассмотрению и учету предложения федеральных, региональных и местных органов исполнительной и законодательной власти, касающиеся вопросов развития транспортной системы. При формировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» (СХЕМА 1) необходимо исходить из условий включения в нее, вновь начинаемых проектов только при достаточности ресурсов на осуществление и завершение уже начатых проектов. Важным элементом формирования инвестиционной программы является назначение руководителей комплексных проектов, отвечающих за осуществление проекта в целом с момента его утверждения до завершения и его корректировку при наличии существенных изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на проект, а также органа, контролирующего реализацию проектов.

Финансирование инвестиционной программы должно производится на основе бюджетирования, утвержденного на весь период реализации комплексного проекта: по отдельным месяцам, кварталам - в годовой, по годам - в среднесрочной и долгосрочной инвестиционных программах. При обосновании финансирования инвестиционных программ и комплексных проектов должно быть предусмотрено привлечение сторонних организаций в качестве инвесторов, у которых образуется основный эффекты от осуществления комплексных проектов (экономические, социальные, экологические и т.п.). такими инвесторами могут быть федеральные органы власти, регионы, частные инвесторы. Основными источниками финансирования инвестиционных программ ОАО «РЖД» в краткосрочной перспективе по-прежнему остаются собственные средства корпораций (амортизационные отчисления, прибыль). Для высокоэффективных крупных проектов целесообразно привлекать заемные средства.

Прогнозирование объемов инвестиций в целом по ОАО «РЖД», по отдельным филиалам - железным дорогам, их хозяйствам и структурным подразделениям для каждого планового (прогнозного) периода должно осуществляться с учетом инвестиций направляемых:

1. на простое воспроизводство, то есть на обновление (или возмещение) основных фондов, выбывающих по физическому и моральному износу;

2. на расширенное производство, на увеличение основных фондов и мощности, вызываемое ростом производства продукции, увеличение объема перевозочной работы и предоставляемых услуг, на повышение технического уровня производственного аппарата, что обеспечивает развитие производства, на улучшение качественных показателей работы компании (безопасности, комфортности, экологичности и т.п.), сокращение эксплуатационных затрат, повышение производительности труда. Следует иметь в виду, что методы расчета потребленных капитальных вложений в значительной мере зависят от глубины (длительности) прогнозируемого периода. В этой связи основополагающим при формировании инвестиционных программ должен стать принцип взаимосвязи краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ.

При краткосрочном планировании (составлении прогнозов на период продолжительностью 1-2 года) велика роль метода прямого счета. Этот метод можно также реализовать, используя разработки титульных списков переходящего и вновь начинаемого строительства отдельных объектов. В основе прогнозов в этом случае должны лежать проектно-сметная документация и технико-экономическое обоснование (ТЭО), разрабатываемые как объекты, находящиеся в строительстве на начало периода планирования (начаты до планируемого периода), так и на объекты, строительство которых будет начато в прогнозируемом периоде.

При среднесрочном планировании расчет инвестиций должен включать

проработку проектной документации и ТЭО по отдельным проектам инвестирования и направлениям вложения средств с учетом объемов незавершенного строительства на начало периода и необходимости создания задела на период, следующий после планируемого. Значительная роль отводится при этом укрупненным и частным нормативам. Соотношение между использованием проектно-сметной документации, ТЭО, других аналогичных документов и системой различного типа нормативов и показателей определяется следующими факторами:

* наличием задела (запаса) по проектно-сметной документации, поскольку объемы такой документации, как правило, превышают количество реально стоящихся объектов в том, или ином периоде;

* необходимость на основе обобщающих нормативов и показателей устанавливать соответствие прогнозных показателей закономерностям расширенного воспроизводства основных фондов с учетом того, что длительные нарушения этих закономерностей существенно влияют на финансово-экономические показатели функционирования компании.

При долгосрочном планировании капитальных вложений проведение расчетов предполагает широкое использование системы сводных укрупненных и частных нормативов и показателей, отражающих общеэкономические закономерности развития компании в целом и его отдельных составляющих.

Планирование инвестиций, направляемых на замену выбывающих по ветхости износу основных средств, осуществляется на основе размеров их выбытия в планируемом периоде. Однако при проведении таких расчетов необходимо учитывать динамику изменения объемов перевозочной работы в рассматриваемой перспективе. В случае если предусматривается сокращение объемов перевозочной работы или имеется избыток технических средств на начало и на конец рассматриваемого периода, капитальные вложения на замену выбывающих основных фондов могут быть уменьшены по сравнению с размерами выбытия основных фондов. В условиях относительной стабильности веревочной работы железных дорог или невысоких темпов е роста на конкретных отдельных участках может увеличиться перевозочная работа, что потребует капитальных вложений в развитии провозной, пропускной способности перегонов, станций и т.д. При отсутствии проектно-сметной документации на развитие объектов, находящихся на этих участках, инвестиции в них следует устанавливать по объектам-аналогам или на основе соответствующих групповых и укрепленных нормативов удельных капитальных вложений.

Потребность в капитальных вложений на расширенное воспроизводство возникает в связи со следующим:

ростом перевозочной работы;

необходимостью повышения качества перевозок, что требует повышения уровня основных фондов и улучшения их состояния;

общим прогрессом техники и технологии производства.

Мерой потребности в инвестициях на совершенствование производственного аппарата в целом по компании, железным дорогам и хозяйствам может быть размер этих средств в доле стоимости наличных основных фондов. Поскольку резервы совершенствования и развития действующего производственного аппарата достаточно велики, можно сделать вывод, что в каждом последующем периоде по сравнению с предшествующим потребность в средствах на реализацию этих целей по отношению к наличным фондам не должна снижаться. При увеличении темпов износа основных фондов или появлении более эффективных технических средств потребность в этих средствах должна возрастать.

Дополнительным информационным материалом для установления потребности в инвестициях совершенствование производственного аппарата могут служить поставленные на различных уровнях управления компании конкретные задачи по сокращению эксплуатационных расходов, росту производительности труда. Экономии топливно - энергетических ресурсов и других материальных затрат, повышению безопасности, соблюдению экологических требований, улучшению качественных и оценочных (расчетных) показателей работы, а в ряде случаев и экспертных показателей эффективности отдельных мероприятий.

Кроме того, при планировании инвестиций необходимо учитывать приоритетные направления развития компании. В качестве приоритетной может быть принята одна из форм воспроизводства основных фондов: обновление, новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация. Приоритетное значение можно придавать также развитию отдельных хозяйств и технических средств - их конкретным мощностям, видам перевозочной деятельности, работам, обеспечивающим выполнение социальных заказов государства, и т.п. Как правило, приоритетные направления инвестиций, затрагивающие интересы экономики страны, определяются в общегосударственных актах (постановлениях Правительства РФ и т.п.), а затрагивающие интересы отрасли - в руководящих документах компании (решениях правления ОАО «РЖД», распоряжениях президента компании), а также в различных инвестиционных программах.

Для оптимизации набора приоритетных направлений целесообразно сочетать механизм квотирования с методами технико-экономических расчетов по обоснованию принимаемых решений (в рамках установленных квот). Квотирование может осуществляться на основе выделения тому или иному приоритетному проекту, программе (объекту) абсолютного размера инвестиционных ресурсов (на тот или иной период) либо доли в общем объеме имеющихся инвестиционных ресурсов (на тот или иной период) либо на основе расчетов эффективности в соответствии с действующими Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. Установление квот на те или иные направления может быть проведено на основе:

* анализа распределения инвестиций на рассматриваемое направление в предшествующее периоды;

* показателей, характеризующих абсолютные затраты (или их удельный вес) по аналогичному направлению на зарубежных железных дорогах;

* укрепленных технико - экомических расчетов по усредненным показателям, характеризующим соответствующие единовременные и текущие затраты, эффективность этих мероприятий и т. д.

Важным принципом квотирования ресурсов на приоритетные направления является не нарушение основных закономерностей воспроизводства основных фондов в АОА «РЖД», на железной дороге, в хозяйстве. Выделяемые на приоритетные направления ресурсы не должны превышать (по абсолютной величине или удельному весу в общих инвестициях) того уровня, за которым начнутся негативные явления, имеющие отрицательные последствия для воспроизводства неприоритетных видов и групп основных фондов. Методика и практика предусматривают планирование капитальных вложений в инфраструктуру компании по основным объектам железнодорожного строительства, при этом должен учитываться накопленный в предыдущие годы опыт планирования так называемых этапных и внутри этапных капитальных вложений. Этапные капитальные вложения относятся к самым капиталоемким объектам строительства, существенно увеличивающим пропускную и провозную способность сети. В первую очередь - это инвестиции в новые железнодорожные линии, дополнительные главные пути, электрификацию железнодорожных линий, в строительство автоблокировки (АБ) и диспетчерской централизации (ДЦ) и т.д. Как правило, строительство этих объектов определяется необходимостью решения сразу нескольких крупных отраслевых задач, в связи с чем их сооружение требует тщательного технико- экономического обоснования.

Важная роль в планировании капитальных вложений в инфраструктуру компании отводится их определению по отраслям железнодорожного хозяйства, что требует наличия разнообразных показателей определяющих мощности этих хозяйств, решения проблемы оптимизации капитальных вложений в хозяйствах по нормам расширенного производства (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение). Значительный удельный вес в капитальных вложениях в развитие хозяйств должны занимать так называемые внутри этапные капитальные вложения, которые связаны со строительством объектов относительно не высокой сложности при коротком времени их сооружения. Размеры инвестиций в эти объекты тесно связаны с объектами перевозочной работы и ремонта.

При планировании капитальных вложений по хозяйствам путевому, электрификации и электроснабжения, сигнализации и связи важно учитывать, что обновление основных производственных фондов в хозяйствах в значительной мере осуществляется при проведении капитальных ремонтов. Определение объемов капитальных вложений в зависимости от расчетного периода и методов счета осуществляется на следующей информационной базе:

1. титульных списках переходящих и вновь начинаемых объектов;

2. возрастной структуре подвижного состава и нормативных сроках его полезного использования;

3. инвентарных карточках по ведущим объектам основных фондов;

4. показателях перевозочной работы железнодорожного транспорта;

5. ценах на подвижной состав и другие виды машин и оборудования;

6. данных о величине и структуре эксплуатационных расходов по их элементам и статьям расходов;

7. показателях (нормативных) удельных капитальных вложений (по объектных, групповых сводных);

8. показателях и нормативах эффективности капитальных вложений;

9. технико-экономических паспортах предприятий железнодорожного транспорта (соответствующие формы: мощность предприятия, основные фонды предприятия, возрастной состав оборудования и других основных фондов).

Учет изложенных основных принципов и порядка планирования инвестиций позволяет в значительной мере оптимизировать инвестиционную политику, проводимую в ОАО «РЖД», создать условия для повышения эффективности и устойчивости работы компании.

Делись добром ;)