1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
О характере экономического строя Древней Греции мы узнаем из трудов Ксенофнта Афинского (444 - 356 гг. до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос. Трактат Ксенофонта «О земледелии» - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, состоящая из 12 томов.
Сельское хозяйство - наиболее ценимая сфера деятельности. Ксенофонт разделяет изречение: «земледелие - мать и кормилица всех профессий». Земледелие - гуманное дело: «если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно».
В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающего ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы).
Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств - налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин - основа их военного могущества.
«Домоводство», по словам Ксенофонта, - наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать его. Важно «не только справлять со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город
украсить и друзьям облегчать нужду».
Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический виды, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
- природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
- производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
- степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
- всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
- деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.
Экономические идеи, практические вопросы хозяйствования еще не получили самостоятельного статуса. «Экономика» как отрасль знаний не выделилась. Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства.
Экономические рассуждения греческих писателей «сливались с их общей философией государства и общества, и они редко рассматривали какой-либо вопрос ради него самого».
- Введение
- 1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
- 1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
- 1.2 Платон
- 1.3 Советы латифундистам. Значение римского права
- 1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?
- 2 Экономическая мысль Древнего Востока
- 2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
- 2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
- Заключение