2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
ВИндии одним из экономических трактов античности является «Артхашастра», описывающий деяние индийского властителя (предположительно в 4 в.до н.э.) Историки, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию».
Автором «Артхашастры» считается Каутилья - советник и министр императора Чандрагупры. Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий - наука об управлении и четвертый - раздел о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.
В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей). Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов - вне его пределов. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов и советников.
В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.
«Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников - «управляющих городом», заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».
В трактатах и других документах древности регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайшии (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительней по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.
Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии - индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоучению, нравственному совершенствованию, в известной степени к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.
Таким образом, Экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозные предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
- Введение
- 1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
- 1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
- 1.2 Платон
- 1.3 Советы латифундистам. Значение римского права
- 1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?
- 2 Экономическая мысль Древнего Востока
- 2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
- 2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
- Заключение