2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
Экономическая мысль Китая складывалась под влиянием идей Конфуция(551 - 479 г. до н. э.), его последователя Мэн-цзы (372 - 289 г. до н.э.), философские и этико-политические воззрения которых были достаточно специфичны. Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках».
О социальных принципах деления общества говорится в политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуаньцзы» (IV-IIIвв. до н. э.). «Не могут, например, все в государстве быть знатными. Если бы все были знатными, некому было бы работать, и страна осталась бы, без доходов». Обосновывается незыблемость социального деления, мудрость правителей: «Династия - руководящее начало справедливости. Это значит, что социальные позиции установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты, и справедливость станет принципом».
Были обоснованы принципы и организация налогового обложения, различных повинностей (трудовой повинности, промысловой подати), установлен принцип подворного обложения. Крестьяне не только платили налог, но и определенно число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.
С древних времен сложилась монополия на соль. В соответствии с «законом о соли», были установлены нормы ее добычи, коллективная ответственность за сбор и поставку готовой продукции, наказания за незаконную торговлю солью, система поощрений за доносы властям о нарушении закона.
В «Гуаньцзы» и древнем источнике, именуемом «Ши хо» (буквально:«Продовольствие и товары»), содержится описание государственного хозяйства, рассматриваются принципы управления хозяйственной деятельностью. Государство создает и поддерживает системы ирригации, организует борьбу со стихийными бедствиями, ведет строительство оборонительных сооружений.
«Правила поведения», нормы хозяйственных работ детально регламентируются. В древних трактатах, хрониках «Страны внутри морей» встречаются любопытные упоминания о торговле, рыночных отношениях.
«Рынок является регулятором всех вещей. Поэтому все вещи дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей , то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет выровненным» («Гуаньцзы»).
В мозаике экономических представлений, которые находим в документах, хрониках, трактатах китайских мыслите древности, отражены особенности жизни и быта, специфика социально-экономического и культурного развития страны, системы азиатского способа производства. Довольно детально обрисованы системы налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики. По словам Й. Шумпетера, в Древнем Китае «мы обнаруживаем высокоразвитое общественное управление, повседневно занимающееся аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами.
- Введение
- 1 Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции
- 1.1 Ксенофонт о земледелии и домоводстве
- 1.2 Платон
- 1.3 Советы латифундистам. Значение римского права
- 1.4 Аристотель: что лежит в основе обмена?
- 2 Экономическая мысль Древнего Востока
- 2.1. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве
- 2.2 Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством
- Заключение