logo
Экономическая оценка инвестиционного проекта по производству камбалы дальневосточной холодного копчения

3.1 Понятие о неопределенности и рисках инвестирования

Неопределенность - это ситуация, предполагающая наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации. Причины неопределенности:

- неизвестность (незнание);

- физическая неопределенность;

- недостоверность (неполнота, недостаточность, неадекватность, расплывчатость информации);

- неоднозначность;

- лингвистическая неопределенность обсуждаемых понятий [21; 285].

Соответственно неопределенность порождает риск, т.е. возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта [23; 74]. Существование риска связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее. Исходя из этого, следует выделить основное свойство риска: риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит, и с принятием решений вообще (слово «риск» в буквальном переводе означает принятие решения, результат которого неизвестен).

При разработке более или менее крупных ИП учет риска обязателен. Затраты, связанные с проведением данной работы, не идут ни в какое сравнение с потенциальными потерями.

Наиболее популярным способом учета риска является увеличение на соответствующую величину нормы дисконтирования, что является прямым переносом подхода с оценки риска ценных бумаг на оценку риска, связанного с реальными инвестициями [21; 288-290].

Для обоснования поправки на риск к норме дисконтирования следует использовать Методические рекомендации по оценке эффективности ИП [23; 94].

Таблица 3.1

Ориентировочная величина поправок на риск неполучения предусмотренных проектом доходов

Величина риска

Пример цели проекта

Величина поправки на риск, %

Низкий

Вложения в развитие производства на базе освоенной техники

3-5

Средний

Увеличение объемов продаж существующей продукции

8-10

Высокий

Производство и продвижение на рынок нового продукта

13-15

Очень высокий

Вложения в исследования и инновации

18-20