Экономическая характеристика предприятия "ЮПИТЕР-ТУР"
Тема № 7. Маркетинговая и коммерческая деятельность предприятия
Коммерческая служба ТПЧУП охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организацию рациональных хозяйственных связей, включая разработку заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.
Руководитель коммерческой службы в лице заместителя директора отвечает за следующие направления деятельности магазина:
* организация обеспечения необходимыми товарами требуемого качества;
* руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического снабжения, планов создания необходимых товарных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода;
* обеспечение подготовки специалистами коммерческой службы заключения договоров с поставщиками, изучение целесообразности и возможности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов и прочее.
Стратегией предприятия является расширение и укрепление хозяйственных связей. Взаимоотношения торгового предприятия и основных поставщиков строятся на долговременных договорах, при которых оплата товаров, как правило, осуществляется либо по факту поставки с отсрочкой платежа, либо по мере реализации полученного товара, что позволяет снизить потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах.
В настоящее время поставщиками предприятия являются около 100 субъектов хозяйствования - предприятия пищевой промышленности, фирмы негосударственной формы собственности, индивидуальные предприниматели.
Предприятие сотрудничает со следующими белорусскими поставщиками: РУП «Минский хлебокомбинат № 3», КУП «Минский мясокомбинат», КПУП «Минский гормолзавод № 3», КУП «Минский маргариновый завод», РУП «Минск Кристалл», ОАО «Крыница», УЧП «Дарида», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Городской молочный завод № 1», ОАО «Птицефабрика Дзержинская», ООО «Колорэкспресс». Среди импортеров, с которыми взаимодействует ТПЧУП, можно отметить ОДО «Мостра групп», ООО «Авалонторг» и др.
Проведя анализ структуры поставщиков, можно отметить, что коммерческая служба ТПЧУП сотрудничает как с белорусскими предприятиями-изготовителями, посредниками белорусских производителей, так и с посредниками, представляющими импортные товары. В основном используется 30%-ая наценка на эти товары, однако торговая наценка на продукцию некоторых поставщиков не превышает 25%. Как правило, оплата поставленных товаров происходит по мере реализации, но с некоторыми поставщиками практикуется оплата в течение 10-20 банковских или календарных дней.
Специалисты коммерческой службы предприятия постоянно производят контроль за своевременностью и качеством поставок товаров, отслеживают недобросовестных поставщиков, принимают меры при необходимости. Как правило, поставщик обязан представить товары в торговую организацию в течение 5 дней с момента подачи заявки.
Закупке товаров в магазине предшествует планирование, т.е. выявление потребности в товарах с учетом спроса со стороны потенциальных покупателей, определяются качественные и количественные характеристики товара. Оно осуществляется на основе данных предыдущих периодов. Ответственно проведя планирование закупок, можно рассчитывать на быструю реализацию, высокую товарооборачиваемость, а, следовательно, получение прибыли.
Количество закупаемых товаров определяется товароведами самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей предприятия. В целях удовлетворения потребностей населения и обеспечения широкого выбора отечественной продукции магазин стремиться обеспечивать наличие товаров белорусского производства не менее 70% от общего количества закупаемой продукции.
Источниками закупок являются отрасли народного хозяйства, кооперативы, частные производители, поставщики импорта. Закупка товаров производится у белорусских предприятий-производителей, а также импортеров, представляющих зарубежных производителей.
Закупка осуществляется по требованиям-заявкам (заказам) товароведов в соответствии с договорами, заключенными на оптовых ярмарках.
Договора на поставку товаров заключаются по общим формам. В них определены предмет договора, сроки и условия поставки, качество, упаковка, маркировка, сумма договора, цена товара, порядок расчетов, претензии по качеству и количеству, ответственность, реквизиты сторон, дополнительные и прочие условия. Как правило, договора со всеми оптовыми продавцами заключаются на срок один год, действуют до 31 декабря отчетного года и должны перезаключаться с 1 января следующего года. Разовые, сезонные договора заключаются в случаях, когда продукция является сезонной, либо если у основного поставщика на складе нет необходимого количества товара.
При закупке товаров важно знать конъюнктуру рынка - совокупность условий, складывающихся в каждый данный момент времени и определяющих состояние и развитие торговли.
Проанализируем следующие договоры поставок продукции:
1. Договор от 04 января 2007 года № 78-07/р между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и РУП «Минск Кристалл».
2. Договор поставки от 13 апреля 2006 года № 10.фл.06 между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и ОДО «Мостра-Групп».
3. Договор поставки от 08 января 2007 года № 21-88-05 между ТПЧУП «Юпитер-Тур» и ОАО «Коммунарка».
К положительным сторонам указанных договоров можно отнести полноту условий взаимоотношений между сторонами договоров, их надлежащее оформление, компактность (на 1 - 2-х листах).
К недостаткам в содержании договоров можно отнести следующее:
-- договор с РУП «Минск Кристалл» не имеет разграничений по разделам, что затрудняет работу с ним;
-- пункт 8 договора с ОДО «Мостра-Групп» гласит, что споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора, подлежат разрешению в Хозяйственном суде. В данном случае не предлагается использовать досудебное разрешение споров путем переговоров (данный способ проще и короче во времени);
-- п. 4.5. договора с ОАО «Коммунарка» определяет, что размер пени за просрочку оплаты товара составляет 0,5 % от стоимости неоплаченного в срок товара. Таким образом, если просрочка оплаты товара превысила 200 дней размер пени превысит сумму стоимости поставленного товара, что для покупателя, если у него возникнут какие-либо затруднения с денежными средствами, экономически невыгодно. Проведем анализ поставщиков товаров. Результаты представлены в следующей таблице:
№ п/п |
Поставщики товаров |
Ассортимент |
Объем закупки, руб. |
Где заключался договор на поставку товаров |
|
1. |
ОАО «Городской молочный завод № 1» |
Сметана «Традиционная» |
800 000 |
На переговорах |
|
Молоко «Детское» |
640 000 |
||||
Молоко топленое |
486 320 |
||||
Молоко «Крынка» |
1 140 560 |
||||
Кефир «Траецкi» |
1 255 000 |
||||
2. |
КУП «Минский мясокомбинат» |
Колбаса «Докторская» |
700 000 |
На переговорах |
|
Колбаса «Восточная» |
400 000 |
||||
Колбаса «Молочная» |
125 000 |
||||
Колбаса «Любительская» |
450 500 |
||||
Сосиски «Аппетитные» |
610 000 |
||||
3. |
РУП «Минск Кристалл» |
Водка «Водолей» |
780 000 |
На переговорах |
|
Водка «Минск» |
556 930 |
||||
Вино «Изабелла» |
889 720 |
||||
Ликер «Малина» |
120 000 |
||||
Вино «Танго» |
422 580 |
Наибольшие объемы закупаемых товаров -- в ОАО «Городской молочный завод № 1», это объясняется тем, что молочные товары входят в группу товаров первой необходимости и пользуются устойчивым спросом.
Объем потребности в квотируемых товарах определяется Минским горисполкомом с учетом численности населения, проживающего в г. Минске, норм потребления, продажи этих товаров в течение трех предыдущих лет, состояния покупательского спроса на квотируемые товары. Главное управление потребительского рынка доводит количественные рекомендации до торговых организаций, которые анализируют объем квотируемых товаров за предыдущие 2-3 года и самостоятельно прогнозируют количество на планируемый период.