Экономические информационные системы и их составляющие

курсовая работа

2. Экономическая информационная система Project Expert

Аналитическая система Project Expert - система поддержки принятия решений для разработки и выбора оптимального плана развития бизнеса, создания финансовых планов и инвестиционных проектов. Project Expert позволяет моделировать деятельность предприятий различных масштабов - от небольшого частного предприятия до холдинговых структур.

Project Expert является информационно-решающей, советующей системой; относится к системе обработки данных. Создаваемый в системе бизнес-план соответствует международным требованиям: в основу Project Expert положены методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS. В то же время в Project Expert учитывается специфика российской экономики.

Project Expert решает частично-структурированные задачи. Система позволяет моделировать деятельность предприятий различных размеров - от небольшого частного предприятия до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности - от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать - необходимо только хорошо знать описываемый бизнес. Работа с пользователем ведется в диалоговом режиме.

Работа с системой на разных стадиях разработки и реализации инвестиционного проекта может быть описана в виде следующих основных шагов:

построение модели компании и ее экономического окружения в рамках проекта ее развития;

определение потребности в финансировании проекта во времени;

разработка стратегии финансирования;

анализ прогнозируемых финансовых результатов;

бизнес-планирование и создание бизнес-плана - документа, содержащего текстовую часть, необходимые итоговые таблицы, графики и диаграммы;

анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Подсистемы данной системы: техническая (компьютеры), экономическая (аппарат управления, сотрудники отдела эксплуатации программы), правовая (порядок бухгалтерского учета и налоговых платежей).

Основными разделами Project Expert являются:

1. Проект.

2. Компания.

3. Окружение.

4. Инвестиционный план.

5. Операционный план.

6. Финансирование.

7. Результаты.

8. Анализ проекта.

9. Актуализация.

Рассмотрим каждый раздел поподробнее:

1. Проект.

Раздел «Проект» предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки параметров расчета и отображения данных. Создание нового проекта обычно начинается с формирования данных в этом разделе программы.

Данные в систему вводятся при помощи клавиатуры. Удобство ввода данных обеспечивается в системе хорошо структурированным, дружественным интерфейсом и различными сервисными функциями, особенно полезными начинающим пользователям.

Раздел состоит из шести модулей:

· Заголовок;

Здесь отображается дата начала, длительность проекта, его название, фирма и т.д.

· Список продуктов;

Здесь вводится полный перечень продуктов или услуг предприятия, реализующего проект, с указанием единицы измерения и даты начала продаж каждого продукта.

Продуктом могут быть изделия промышленного производства, услуги предприятий сферы обслуживания, транспорта, связи, финансовых и страховых учреждений, любая материальная или нематериальная продукция, имеющая рыночную стоимость.

· Текстовое описание;

Модуль «Текстовое описание» раздела «Проект» предназначен для формирования текстовой части проекта. Представленная здесь информация организована в форме дерева, структура которого обычно соответствует структуре бизнес-плана. Узлы и листья дерева - это разделы бизнес-плана.

· Отображение данных;

Модуль «Отображение данных» предназначен для указания масштаба представления данных проекта и настройки параметров отображения итоговых таблиц.

· Настройка расчета;

Диалог «Настройка расчета» предназначен для задания параметров, определения показателей эффективности проекта и степени детализации результатов.

· Защита проекта.

Защита проекта от несанкционированного доступа обеспечивается с помощью паролей. Выделяются три категории пользователей, имеющих различные права доступа к данным:

«автор проекта», обладающий полным объемом прав доступа, включая, изменение данных, ввод актуализированных данных, просмотр, а также установление паролей для всех пользователей;

«менеджер проекта», имеющий право ввода актуализированных данных и просмотра проекта;

«гость», который может только просматривать данные проекта; в режиме просмотра допускается изменение масштаба отображения результирующих таблиц (модуль «Отображение данных») и установка опций детализации (модуль «Настройка расчета»).

2. Компания.

В разделе «Компания» выполняется ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на момент начала проекта.

Раздел состоит из четырех модулей:

· Стартовый баланс;

При построении описания начальных условий реализации проекта, возможен выбор одного из двух вариантов:

для реализации проекта создается новая компания, имеющая «нулевой» стартовый баланс; в этом случае вновь создаваемые активы компании описываются в разделе «Инвестиционный план»;

проект реализуется на основе действующего предприятия; при этом необходимо описать состояние его активов и пассивов на момент начала проекта; начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге «Стартовый баланс» раздела «Компания».

Действующее предприятие к началу проекта может располагать движимым и недвижимым имуществом, денежными средствами, материальными запасами, а также может иметь обязательства перед кредиторами, и дебиторскую задолженность за реализованные продукты или услуги.

Начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге «Стартовый баланс». В нем детально описываются статьи активов и пассивов баланса на дату начала проекта.

· Банк. Система учета;

Диалог «Банк, система учета» предназначен для определения основных правил учета финансовой деятельности предприятия.

· Структура компании;

В тех случаях, когда одной из целей проекта является анализ деятельности подразделений компании и оценка их вклада в общий финансовый результат, следует описать внутреннюю структуру компании и степень участия каждого подразделения в производстве отдельных продуктов. Такое описание создается с помощью диалога «Структура компании».

Описание структуры компании может быть многоуровневое, то есть предусматривать включение в состав подразделения других подразделений. Включение в описание компании продукта в качестве элемента, связанного с некоторым подразделением, означает, что все доходы и издержки, сопряженные с выпуском и сбытом данного продукта учитываются при расчете финансовых результатов подразделения. Продукт может быть «разделен» между несколькими подразделениями. В этом случае при расчетах учитывается долевое участие подразделения в производстве и сбыте продукта.

· Разнесение издержек.

Для целей анализа эффективности работы подразделений компании и определения себестоимости отдельных видов продукции, необходимо описать происхождение всех видов издержек и доходов, не связанных с реализацией продукции. Для решения этой задачи предназначен диалог «Разнесение издержек».

Возможны следующие варианты классификации издержек:

на компанию;

по подразделениям;

по продуктам.

3. Окружение.

При моделировании деятельности предприятия и создании проекта необходимо учесть влияние факторов внешней среды: налогового окружения, инфляции, колебаний курсов валют, используемых предприятием для денежных расчетов. В разделе «Окружение» описывается финансово-экономическая среда, в которой планируется реализация проекта. Здесь вводятся данные, определяющие внешние условия хозяйственной деятельности предприятия

Раздел состоит из 4-х модулей:

· Валюта;

Часто при создании проекта стоит задача учета движения денежных средств не только в национальной валюте, но и в иностранной, например, при совершении импортно-экспортных сделок. Для этого в системе предусмотрена возможность выбора основной и дополнительной валют проекта. Система автоматически преобразует результаты расчетов проекта в рублях в эквивалент в более стабильной валюте, что позволяет учесть при анализе фактор неустойчивости курса национальной валюты. Наличие второй валюты проекта является необходимым условием корректного расчета показателей эффективности инвестиций. В системе можно описать сложную схему курсовой инфляции, связав с помощью формул изменение курсов основной и дополнительной валют проекта с различными базами.

· Учетная ставка;

Устанавливаемая Центральным Банком России ставка рефинансирования регулирует стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке. Как макроэкономический фактор она служит ориентиром для определения условий получения кредитов. В программе Project Expert ставка рефинансирования может использоваться для отнесения части выплат процентов по кредитам на прибыль предприятия.

· Инфляция;

Модуль «Инфляция» обеспечивает ввод данных, характеризующих инфляционные факторы внешней среды, в которой реализуется проект.

Поскольку инфляция действует неравномерно на различные группы товаров, услуг, трудовые ресурсы, недвижимость, при разработке проекта следует стремиться оценить тенденции ценообразования по каждой из этих составляющих. Программа Project Expert дает возможность построить обобщенное описание инфляционной среды, в котором выделены наиболее крупные объекты инфляции или, в случае необходимости, детализировать описание условий инфляции для каждого элемента хозяйственной деятельности предприятия.

В данном диалоге предусмотрены процедуры ввода показателей инфляции по пяти группам объектов инфляции, которые характеризуют изменения стоимости поступлений и выплат по основным статьям проекта. Представленная здесь таблица предназначается для ввода числовых значений, характеризующих прогнозируемый рост или снижение цен в процентах к предшествующему периоду на каждую группу объектов, подверженных воздействию инфляции:

сбыт (продукция или услуги),

прямые издержки (материалы, комплектующие и другие переменные издержки кроме заработной платы),

общие издержки (операционные, торговые, административные издержки),

заработная плата,

недвижимость (здания, сооружения, оборудование).

· Налоги.

Project Expert помогает отразить особенности налоговой системы. Система предоставляет список основных видов налогов, установленных российским законодательством, с учетом действующих ставок выплат для предлагаемых налогов, а также позволяет, и выбирать налогооблагаемую базу из предложенного перечня, и самостоятельно определять ее для любого налога по формуле.

4. Инвестиционный план.

В разделе «Инвестиционный план» можно составить календарный график начальных капитальных вложений и подготовительных работ. Здесь можно определить этапы работ, указать ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов и их стоимость, установить взаимосвязи между этапами, сформировать активы предприятия, описать способы и сроки амортизации активов.

Раздел содержит следующие модули:

Календарный план - главный модуль раздела. Здесь производится формирование календарного плана, списка активов, составляется описание используемых ресурсов, определяются другие характеристики начальных инвестиций и подготовки производства.

Список активов - диалог, предназначенный для описания характеристик активов, сформированных в календарном плане.

Ресурсы - диалог, в котором определяется состав и порядок использования ресурсов, необходимых для проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом.

Рассмотрим раздел «Календарный план» поподробнее.

Прединвестиционная и инвестиционная фазы любого проекта требуют тщательной проработки графика работ и перечня привлекаемых ресурсов. Система Project Expert формирует календарный график первоначальных капитальных вложений и подготовительных работ - диаграмму GANTT.

Система достаточно гибко подходит к представлению данных о проекте, позволяя либо увязывать все этапы инвестиционной и дальнейшей операционной деятельности, либо описывать эти стадии проекта независимо. В системе Project Expert упор сделан на финансовые аспекты подготовки проекта - стоимость подготовительных работ, используемые ресурсы и особенности учета инвестиций.

Система помогает определить этапы работ, указать используемые ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов, и порядок их оплаты, установить взаимосвязи между этапами и сформировать активы предприятия.

Окно «Календарный план» состоит из трех основных частей:

В левой части окна находится иерархически организованный список этапов. В нем размещены в виде электронной таблицы основные характеристики этапов.

В правой части окна «Календарный план» находится окно диаграммы, на которых графически отображены временные характеристики этапов.

В нижней части окна «Календарный план» находится информация о текущем этапе. Здесь представлены временные характеристики этапа, а также список предшествующих этапов и список ресурсов этапа.

5. Операционный план.

План основной деятельности, предусмотренной проектом, опирается на прогноз объема сбыта продукции или услуг, который, в свою очередь, основывается на результатах исследования рынка. Для правильного описания издержек необходимы данные о технологии производства: потребности в материалах, нормировании труда, стоимости ресурсов, потребляемых в производстве, а также прогноз ценовых тенденций на эти ресурсы.

Раздел содержит пять модулей:

· План сбыта;

Стратегия продаж компании, реализующей проект, должна быть детально проработана на стадии планирования.

Чтобы смоделировать ее в Project Expert, требуется ввести список продуктов, указать цены по каждому продукту и предполагаемый объем его продаж. Система позволяет учесть дополнительно информацию о влиянии сезонности на цену, задать схему, по которой будет формироваться цена того или иного продукта на протяжении проекта. В процессе разработки стратегии продаж в Project Expert учитываются факторы времени, такие, как: время реализации продукта (услуги), время задержки платежа после поставки продукции, а также условия оплаты продукта или услуги потребителя (по факту, с предоплатой или в кредит).

При моделировании сбыта учитываются объем складских запасов готовой продукции и сроки их хранения, процент потерь при сбыте продукции и т. п. Система позволяет отразить также затраты на рекламу и продвижение продукции на рынке.

· Материалы и комплектующие;

В диалоге «Сырье, материалы и комплектующие» можно детально описать условия приобретения всех компонентов, используемых в производстве.

· План производства;

Модуль «План производства» предназначен для описания производственной программы предприятия.

При моделировании в Project Expert производственной деятельности предприятия достаточно ввести в систему данные о продукции, объемах ее производства, о количестве и стоимости сырья и материалов, о затратах на персонал в соответствии с существующей структурой производства, об общих издержках - затратах на производство, управление, маркетинг и т. п.

Система позволяет описать график производства и различные виды издержек, связав сложной математической зависимостью выбранные параметры финансовой модели предприятия, например, при моделировании объема производства продукта, исходя из возможностей предприятия и прогнозной емкости рынка.

Производственный план может быть сформирован системой автоматически в зависимости от планируемых объемов сбыта. Project Expert позволяет установить зависимость плана производства и от иных факторов, например от мощностей используемого производственного оборудования.

· План по персоналу;

Диалог «План персонала» предназначен для описания общих (постоянных) издержек на заработную плату работников предприятия.

Данные о персонале подразделяются на три группы: управление, производство, маркетинг. Такое деление позволяет детализировать структуру издержек для целей анализа хозяйственной деятельности.

· Общие издержки.

Диалог «Общие издержки» предназначен для ввода постоянных издержек. Величина издержек этого вида, называемых также накладными расходами, не связана непосредственно с объемом производства или сбыта.

Диалог предусматривает четыре варианта выплат, выбор которых обеспечивается установкой переключателя в соответствующее положение:

· Периодические выплаты;

· Разовая выплата;

· Сложная схема выплат.

6. Финансирование.

Любой проект развития предприятия неосуществим без решения проблемы финансирования. К разработке схемы финансирования проекта можно приступать лишь после завершения формирования инвестиционного плана и производственной программы предприятия, когда определены все источники поступлений и затрат.

В системе Project Expert заложена возможность моделирования и выбора схемы финансирования. Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Отчете о движении денежных средств (Cash-Flow).

По сути дела, Cash-Flow является основным документом, предназначенным для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также для оценки эффективности использования капитала.

Значения сальдо счета предприятия представлены в последней строке таблицы Cash-Flow и демонстрируют прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия, реализующего проект в различные периоды времени. Отрицательное значение сальдо расчетного счета означает, что предприятие не располагает необходимой суммой капитала.

Важно сформировать капитал таким образом, чтобы ни в один период времени значение сальдо расчетного счета не имело отрицательного значения. При этом необходимо придерживаться основного принципа - капитал должен быть привлечен только в тот период времени, когда это действительно необходимо.

Важно учесть и реальные условия привлечения капитала. Выбор между акционерным и заемным капиталом определяется стратегией развития предприятия. В любом случае, при разработке плана финансирования необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить поступление денежных средств в объеме, достаточном для реализации проекта. Другими словами, баланс денежных средств должен быть неотрицательным в каждый момент деятельности предприятия.

2. Не допускать привлечения капитала, превышающего потребности финансирования проекта, чтобы ограничить расходы на оплату финансовых ресурсов (выплаты процентов и дивидендов).

3. Реально оценивать стоимость привлеченного капитала. При этом можно опираться на предложения конкретных инвесторов или данные анализа финансового рынка. В последнем случае, для создания схемы финансирования проекта привлекательной как для инвесторов, так и для предприятия, необходимо учитывать доходность и надежность различных финансовых инструментов, которые могут рассматриваться в качестве альтернативных финансовых вложений.

4. Предусмотреть неблагоприятные сценарии, при которых потребность в финансировании может оказаться больше расчетной в результате роста инфляции, возникновения дополнительных издержек или действия других факторов.

Аналитическая система Project Expert автоматически определяет, какой объем денежных средств будет достаточен для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный отрезок времени. При создании проекта выбираются объемы и условия его финансирования: привлечение акционерного капитала, заемных денежных средств, государственное финансирование, заключение лизинговых сделок. При описании финансирования проекта система также позволяет использовать различные комбинации этих способов. Преимущество Project Expert состоит в том, что потребность в капитале определяется с учетом инфляции, что позволяет избежать ошибок в планировании бюджета проекта.

Важно, что при формировании стратегии финансирования компании с использованием акционерного капитала система позволяет выполнить для акционеров подбор размеров пакетов акций с учетом как сроков владения ими, так и требуемой доходности на вложенный капитал.

Обеспечивает эту возможность дополнительно реализованный в системе сравнительный метод оценки стоимости бизнеса. Для определения будущих доходов акционеров - дивидендов и планируемой цены продажи акций, прогнозная стоимость компании рассчитывается с использованием как встроенных, так и самостоятельно создаваемых ценовых мультипликаторов.

Project Expert позволяет решить задачу управления свободными денежными средствами, генерируемыми проектом. Достаточно указать принципы дивидендной политики, и реальные суммы будут рассчитаны системой. Можно смоделировать и собственную схему процесса размещения средств на различных условиях на депозиты или в альтернативные проекты.

В раздел входят следующие модули:

· Акционерный капитал;

· Займы;

· Лизинг;

· Инвестиции;

· Другие поступления;

· Другие выплаты;

· Распределение прибыли;

· Льготы по налогу на прибыль.

7. Результаты.

Результаты моделирования деятельности предприятия отражаются в финансовых отчетах, таблицах и графиках. Эти материалы вместе с пояснительным текстом входят в бизнес-план, подготовку которого обеспечивает Project Expert.

Project Expert формирует также таблицы показателей эффективности инвестиций и финансовых показателей, включающие следующие группы данных:

Показатели ликвидности - текущая ликвидность, быстрая ликвидность, чистый рабочий капитал и другие показатели, отражающие способность компании удовлетворять претензии держателей краткосрочных долговых обязательств.

Показатели рентабельности - набор коэффициентов, показывающих, насколько прибыльна деятельность компании и насколько эффективно использование различных типов ресурсов.

Показатели деловой активности - позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства, включают набор показателей оборачиваемости различных типов средств, обязательств и т.п.

Показатели устойчивости - характеризуют финансовую независимость и платежеспособность компании, включают различные представления соотношений между источниками финансирования (коэффициент финансовой независимости, коэффициент покрытия процентов и т.п.).

Инвестиционные критерии, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия.

Показатели эффективности инвестиций (дисконтированные Cash-Flow критерии) - чистый приведенный доход, период окупаемости проекта, внутренняя норма рентабельности и другие показатели, используемые для комплексного анализа проекта.

Оформление и просмотр выходных данных, подготовленных программой, выполняются в разделе «Результаты».

Раздел содержит девять модулей:

· Прибыли - убытки;

· Кэш-фло;

· Баланс;

· Отчет об использовании прибыли;

· Детализация результатов;

· Таблицы пользователя;

· Графики;

· Отчет;

· Экспертное заключение.

Модуль «Детализация результатов» предоставляет возможность детализировать результаты расчета проекта. Всего можно использовать до 30 стандартных таблиц, отображающих состояние и результаты проекта.

В системе удобно создавать большие таблицы пользователя на основе данных всех итоговых таблиц. Для этого используются прототипы расчетных формул. Применение автосоздаваемых таблиц позволяет быстро ввести шаблоны формул в разные строки таблицы пользователя, а затем преобразовать их в стандартную таблицу с различными расчетными формулами для каждой строки. При формировании пользовательских таблиц можно теперь использовать также данные баланса, характеризующего состояние предприятия на момент начала проекта.

8. Анализ проекта.

В этом разделе программы содержится набор разнообразных инструментов для исследования финансовой эффективности разработанного проекта. Здесь можно изучить динамику финансовых коэффициентов, рассмотреть показатели эффективности инвестиций, исследовать чувствительность проекта и его устойчивость к изменениям случайных факторов.

Раздел состоит из 9-ти модулей:

· Финансовые показатели;

· Эффективность инвестиций;

· Доходы участников;

· Анализ чувствительности;

· Анализ безубыточности;

· Монте-Карло;

· Анализ изменений;

· Доходы подразделений;

· Оценка бизнеса.

9. Актуализация.

Раздел «Актуализация» предназначен для осуществления контроля за ходом выполнения проекта. Здесь можно ввести актуальные данные о фактических поступлениях и выплатах, просмотреть актуализированный отчет о движении денежных средств и получить отчет о рассогласовании планируемых и фактических денежных потоков.

Project Expert позволяет пользователям получить стратегическое преимущество в получении кредитов, привлечении инвестиций, выборе партнеров по бизнесу и в создании планов перспективного развития предприятия.

Делись добром ;)