Экономические модели рыночного хозяйства
2.1 Понятие совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция - это теоретическая модель рынка, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и покупателями.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:
- множество мелких продавцов и покупателей;
- однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;
- свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);
- совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;
- продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данные;
- мобильность производственных ресурсов.
Для понимания конкурентной фирмы сначала дам определение самой фирме. Это организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью извлечения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями. Теперь я могу определить значение конкурентной фирмы. Это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объёма продукции на совершенно конкурентном рынке.
Цель фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:
Прибыль = TR - TC.
Валовой доход - это цена реализованного блага (P), умноженная на объём продаж:
TR = P Ч Q.
На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объёма продаж. Следовательно, главная проблема фирмы - поиск объёма выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.
Доход единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж ещё одной единицы - предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен этой цене, т. е. он будет постоянным.