Экономические модели рыночного хозяйства

курсовая работа

2.1 Понятие совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция - это теоретическая модель рынка, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и покупателями.

Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.

Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

- множество мелких продавцов и покупателей;

- однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;

- свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);

- совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;

- продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данные;

- мобильность производственных ресурсов.

Для понимания конкурентной фирмы сначала дам определение самой фирме. Это организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью извлечения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями. Теперь я могу определить значение конкурентной фирмы. Это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объёма продукции на совершенно конкурентном рынке.

Цель фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:

Прибыль = TR - TC.

Валовой доход - это цена реализованного блага (P), умноженная на объём продаж:

TR = P Ч Q.

На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объёма продаж. Следовательно, главная проблема фирмы - поиск объёма выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.

Доход единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж ещё одной единицы - предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен этой цене, т. е. он будет постоянным.

Делись добром ;)