Экономические потребности и интересы — главная движущая сила социально-экономического прогресса

реферат

Закон возрастания потребностей и социально-экономическая эффективность производства

Одно из фундаментальных положений экономической теории состоит в том, что материальные потребности общества являются безграничными, а экономические ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей, ограничены.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов общественного развития -- закона возрастания потребностей и закона экономии труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона роста социально-экономической эффективности. На уровне общества действие этого закона выражается в том, что в условиях безграничности потребностей общество, стремящееся обеспечить их наиболее полное удовлетворение, т. е. максимально приблизится к цели, должно стремиться к всесторонней экономии труда (как живого, так и овеществленного), т. е. к эффективному использованию экономических ресурсов, их рациональному соединению и распределению между производством различных благ и на этой основе -- созданию условий для удовлетворения одних потребностей и продвижения к другим потребностям более высокого уровня, удовлетворение которых, в свою очередь, создает условия для продвижения к потребностям еще более высокого уровня и т. д.

На индивидуальном уровне действие закона проявляется в том, что каждый человек, с одной стороны, заинтересован в максимальном удовлетворении потребностей, всегда старается сохранить свой труд -- рационально распределить его между различными видами деятельности, облегчить, сделать более эффективным с помощью разных средств труда, экономично использовать предметы труда, а с другой -- обеспечить рациональное ограничение потребностей, жесткую очередность их удовлетворения, поиск наиболее эффективных комбинаций.

Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не рост, т. е. появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры, что отражает продвижение как человека, так и общества в целом от биологического (физиологического) к все более и более разносторонней, богатой жизни.

На примере экономически развитых стран в XX в. можно выделить три этапа развития потребностей.

Первый этап -- до середины 50-х годов, когда доминировали материально-вещественные потребности. Однако, например, в США уже в первой трети XX в. наблюдается значительный прирост свободного времени. В 20-е годы рабочая неделя была законодательно ограничена 40 часами.

Второй этап начался с середины 50-х годов с переходом к "экономике потребления", когда формируются такие социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, медицина, спорт, отдых, развлечения и др. На примере США можно проследить переход к типу потребления, где господствуют услуги. Уже в 20-е годы в структуре личного потребления 40 процентов составляли расходы на услуги, более 12 процентов -- на товары долгосрочного потребления. Доля расходов на питание в США составляла 15 процентов (в Западной Европе -- 20 процентов, Японии -- 27 процентов).

Действие закона возрастания потребностей на протяжении XX в. подтверждает динамика стоимости рабочей силы. В 1970 г. по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло более чем в 8 раз, в Великобритании и Франции -- в 3 -- 4 раза, существенно опережая рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного работника.

Третий этап развития потребностей начал формироваться в 80-е годы. Он завершит фундаментальные сдвиги в сторону гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием личности. Интенсивное развитие этих потребностей требует как изменения характера труда, так и роста продолжительности свободного времени.

По данным опроса, 3/4 американцев согласны отказаться от покупки большинства товаров в пользу удовлетворения потребностей нематериального характера. От 14 до 42 процентов всех рабочих и служащих высказываются за увеличение свободного времени даже за счет уменьшения заработков.

В структуре потребностей происходят такие принципиальные изменения: переход от доминирования экономических потребностей к доминированию социальных; от удовлетворения элементарных потребностей -- к удовлетворению потребностей на основе индивидуализированного производства; от вещественной структуры потребления -- к преобладанию в ней услуг, в том числе и услуг гуманитарного характера, направленных на развитие личности.

Каждый шаг в развитии общества -- это одновременно удовлетворение потребностей на новом, более высоком уровне. Общество всегда жестко ограничено экономическими ресурсами, поэтому на каждом этапе своего развития оно выдвигает как двуединую цель удовлетворение одинаково приоритетных социальных и экономических потребностей, выделяя для этого необходимые части совокупного фонда рабочего времени.

Экономические цели реализуются за счет нового дополнительного труда, создаваемого ростом эффективности производства; социальные цели обусловлены расширением потребительских благ, свободного времени, развития человеческой личности. Двойной результат можно представить в виде формулы:

Э=

где Э -- социально-экономическая эффективность; U -- соответственно социальный и экономический эффект; Т -- общественное рабочее время.

Социально-экономическая эффективность представляет собой соотношение результата и затрат, но результатом является не продукт, а достигнутый уровень удовлетворения социальных и экономических потребностей. На удовлетворение этих потребностей (включая труд в семье, домашнем хозяйстве) расходуют все время, которое является по сути общественным рабочим временем.

Рост эффективности проявляется в максимизации социального и экономического эффекта и минимизации рабочего времени. Социальный результат находит выражение в обеспечении лучших условий жизни. Экономический эффект, достигнутый в определенном цикле, состоит в том, что сокращение времени для удовлетворения одних потребностей дает обществу экономический выигрыш и возможность удовлетворять другие, более высокие потребности, включая потребность в свободном времени. Таким образом, создаются предпосылки для будущего развития.

Высокая эффективность производства дает возможность удовлетворять социальные потребности при постоянно снижающихся затратах рабочего времени. Примером эффективного соотношения дихотомии "возрастание потребностей -- экономия труда" в экономически развитых странах является пропорция фондов накопления и потребления (в США -- приблизительно 1:4).

Механизм социально-экономической эффективности является основой развития, перехода от простых к сложным потребностям, от материальных к духовным, от экономических к политическим, следовательно, к всесторонне развитой индивидуальности. При этом высшие потребности должны рассматриваться как главное богатство общества, главный фактор его экономического и социального прогресса. Противоречие между неограниченным ростом социальных и экономических потребностей и ограниченными ресурсами дополнительного времени, которое может быть направлено для удовлетворения их в каждый определенный момент, выступает движущей силой социально-экономического развития.

Делись добром ;)