Экономические расчеты в организации

контрольная работа

2.1 Основные методы ценообразования в условиях рынка

Ценовые методы - это способы формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы (рис. 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Ценовые методы

Ценовой метод полных издержек

Ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. В наиболее общем виде схема данного метода поясняется на условном примере, приведенном в табл. 1.

Таблица 1.

Основные элементы цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Прямые затраты, всего, руб.

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных

производственных рабочих

прочие прямые затраты

480

240

195

45

345

165

145

35

460

205

140

115

Косвенные затраты, руб.

190

310

350

Полные затраты, руб.

670

655

810

Прибыль, руб.

100

60

70

Рентабельность, % к затратам

15

9

8,5

Выручка от реализации (цена изделия), руб.

770

715

880

ценообразование показатель план производительность

Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному, и сбыт их продукции практически гарантирован. Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени - на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.

Ценовой метод стандартных издержек

Ценовой метод стандартных издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Схему применения метода стандартных издержек иллюстрирует табл. 2 (использованы данные табл. 1).

Данный метод, в отличие от ранее описанного, дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандарта обычно анализируются исходя из вызвавших их причин (как минимум в результате изменения цен и количественных отклонений от норм). Так, например, если цены на сырье и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8,6%, то отклонение равно +10 руб.

В результате повышения цен затраты на сырье и материалы составили:

руб.,

т. е. по данному изделию получен перерасход относительно стандарта - 12,5 руб. (262,5 - 250). В результате экономии сырья и материалов затраты снизились до уровня:

руб.,

т. е. получена экономия (262,5 -- 240) = +22,5 (руб.). Тогда отклонение +10 руб. можно представить как сумму отклонений: -12,5 руб. и + 22,5 руб., полученного в результате изменения цен, и +22,5 руб., полученных соответственно в результате изменения цен и норм.

Таблица 2.

Основные элементы цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Стан-дарт

Откло-нение*

Стан-дарт

Откло-нение*

Стан-дарт

Откло-нение*

Прямые затраты, всего

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных

производственных рабочих

прочие прямые затраты

500

250

200

50

+20

+10

+5

+5

350

150

150

50

+5

-15

+5

+15

430

200

130

100

-30

-5

-10

-15

Косвенные затраты

200

+10

300

-10

370

+20

Полные затраты

700

+30

650

-5

800

-10

Прибыль

70

+30

65

-5

80

-10

Выручка от реализации (цена изделия)

770

715

880

*Плюс (+) - экономия, минус (-) - перерасход.

Возможен и более детальный анализ отклонений. Например, отклонения дифференцируются в зависимости от интенсивности, степени загрузки производственных мощностей и т. д.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.

Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или же «идеальных» стандартов, с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать. С другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентными, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемым на мировом рынке, и т. п. Кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства.

Ценовой метод прямых издержек

Ценовой метод прямых издержек - метод формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Общая схема ценового метода прямых издержек показана в табл. 3.

Таблица 3.

Основные элементы цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Выручка от реализации (цена изделия), руб.

770

715

880

Прямые затраты, всего, руб.

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных

производственных рабочих

прочие прямые затраты

480

240

195

45

345

165

145

35

460

205

140

115

Покрытие (валовая прибыль), руб.

290

370

420

Рентабельность (валовая прибыль в % к прямым затратам)

60

107

91

Косвенные затраты, руб.

190

310

350

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении (в определенных пределах) масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше покрытие (валовая прибыль), а соответственно - и рентабельность.

Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна (290 + 370 + 420)=1080 (руб.). Косвенные затраты составляют (190 +310 + 350) = 850 (руб.), а чистая прибыль (1080 -- 850) = 230 (руб.).

Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например для:

· выбора метода производства различных технологий;

· оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений;

· принятия решений относительно того, следует ли производить комплектующие изделия, некоторые виды оборудования самим или лучше их покупать на стороне;

· определения объема продаж, необходимого для получения приемлемого дохода и критической точки производства, наилучшей ассортиментной структуры производства;

· определения влияния изменений в объеме производства на доход.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат. Его применение показано в табл. 4.

Таблица 4.

Основные элементы цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Стан-дарт

Откло-нение*

Стан-дарт

Откло-нение*

Стан-дарт

Откло-нение*

Выручка от реализации (цена продукции), руб.

770

715

880

Прямые затраты, всего, руб.

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных

производственных рабочих

прочие прямые затраты

500

250

200

50

+20

+10

+5

+5

350

150

150

50

+5

-15

+5

+15

430

200

130

100

-30

-5

-10

-15

Покрытие

(валовая прибыль), руб.

270

+20

365

+5

450

-30

Рентабельность (валовая прибыль в % к прямым затратам)

54

104

105

*Плюс (+) - экономия, минус (-) - перерасход.

Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям. Так, мы видим, что относительно стандарта наиболее рентабельным является изделие С, а не изделие В. Но по изделию С имеется перерасход по всем статьям затрат. Проанализировав сокращенную номенклатуру затрат, можно определить наиболее узкие места производства изделия С и принять необходимые меры для повышения рентабельности. Фактическая рентабельность изделия А превышает стандартную. Однако данное изделие значительно менее прибыльно, чем два других. Поэтому, если это возможно, его следовало бы снять с производства, заменив, например, изделием В или С.

Параметрический метод ценообразования

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок, во избежание грубых ошибок. Недостаток метода в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену всех других параметров не учитывается.

Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При применении данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм:

Отбор основных параметров ? Начисление баллов по каждому параметру ? Суммирование баллов по базовому и искомому товару ? Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.

Цена на искомый (новый) товар (Цн) балловым методом рассчитывается по формуле:

где Цб - цена базисного товара;

Бнi- балловая оценка i-го параметра нового товара;

Ббi - балловая оценка i-го параметра базисного товара (эталона).

Пример. Для определенной группы металлорежущих станков разработаны шкалы балловых оценок основных параметров. Один из видов этих станков принят за базовый. Его цена - 100 тыс. руб. Осваивается новый станок этой группы. Экспертная оценка основных параметров базового станка -- 20 баллов, нового -- 26 баллов, или на 30% больше. Тогда цена нового станка составит 130 тыс. руб. В данном случае рост цены пропорционален повышению качества товара.

Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, цвет, запах, вкус и т. д.). Недостаток метода - в использовании субъективных оценок при начислении баллов.

Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

Ц = f (х1, х2, х3,..., хn),

где х1, х2, х3,..., хn- основные параметры качества товара.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Например, результаты расчетов регрессионной зависимости цен от отобранных показателей качества бумаги для печати могут быть представлены в виде уравнения регрессии:

Ц = -56,5 + 0,38 Х1 + 0,67 Х2,

где Х1 - масса 1 м2; Х2- белизна, %.

Эта формула применима для всего ценового ряда товаров данного вида.

Пример. Появилось новое изделие, 1м2 которого имеет массу 110 г и белизну 80%. Цена такого изделия рассчитывается путем подстановки показателей его массы на 1м2 и белизны в формулу регрессионной зависимости действующих цен от параметров качества изделий всего параметрического ряда:

Цн= -56,5 + 0,38 · 110 + 0,67 · 80 = 38,9

Аналогично определяются цены и на другие новые виды продукции. В результате формируется взаимоувязанная система цен на продукцию.

Делись добром ;)