Экономический анализ двигателестроения
1.3 Импортные и экспортные доли рынка стран ТС
В течение периода с 2007 по 2012 год в странах таможенного союза увеличилась доля продуктов машиностроения импортных производителей.
Так, российский машиностроительный экспорт с 2007 по 2012 год вырос на 29%, а импорт на 123%. В Республике Беларусь темп прироста экспорта составил 85%, а импорта 96%. В Республике Казахстан экспорт вырос на 4%, в то время как импорт на 30%.
Рисунок 1 - Прирост импорта и экспорта машиностроительной продукции в долях за 5 лет в РФ
Большая часть экспорта машиностроительной продукции стран региона в 2012 году приходилась на Россию $16.6 млрд. Беларусь экспортировала продукции машиностроения на сумму $6.8 млрд, а Казахстан на сумму $0.7 млрд. Экспорт Армении, Кыргызстана и Таджикистана на фоне совокупного машиностроительного экспорта республик ТС почти незаметен.
Рисунок 2 - Объем экспорта стран Таможенного союза
Доли экспорта продукции машиностроения в совокупном экспорте товаров во всех странах региона, кроме Беларуси, невелики не превышают 5%. В РБ такая продукция в 2012 году составила 16.9% экспорта товаров.
Напротив, доли импорта машиностроительной продукции в импорте товаров значительны во всех рассматриваемых субъектах: наименьшую долю имели Беларусь и Армения 18.8%, наибольшую-Россия 49.9%, где продукция машиностроения является крупнейшей статьей импорта товаров.
Рисунок 3 - Соотношение стоимостного объёма импорта машиностроительной продукции в Россию к объёму производства в машиностроении России, в 2005-2012 годах, в %
В 2012 году чистый экспорт машиностроительной продукции РФ составил -$135.8 млрд. Иными словами, Россия гораздо больше ввозила машин и оборудования, чем вывозила. Более того, почти по всем видам деятельности импорт во много раз превышал экспорт.
Из $16,6 млрд самыми крупными статьями экспорта были летательные аппараты $3.1 млрд., электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $2 млрд., и электрические машины и оборудование $1.7 млрд.
У Российской Федерации, не смотря на то, что все последние годы частота закупок импортной техники предприятиями росла, превысив в 2012-м частоту закупок машин и оборудования отечественного производства, имеется существенный потенциал импортозамещения. Это обосновано тем, что спрос на продукцию удовлетворяется импортом и не позволяет выйти отечественному производителю на объемы производства уровня развитых стран.
Для развития экономики необходимо увеличивать доли экспорта по отношению у импорту, а также вытеснять на внутреннем рынке импортную технику. Можно пойти двумя путями: первый - это избавляться от импортных двигателей высокими таможенными ставками, второй - повышать качество и конкурентоспособность своей продукции.
Что для этого делается:
Планируется к 2015 году увеличить в пять раз ежегодные объемы производства двигателей SaM146 для самолетов Sukhoi Superjet 100.
По словам Берденникова мощности рыбинского предприятия позволяют при необходимости выпускать и большее количество двигателей, но производить двигатели для не построенных самолетов нерационально.
PowerJet участвует в продажах самолета SSJ100 и маркетинговых инициативах вместе с изготовителем самолета компанией «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и совместным предприятием SuperJet International (Sukhoi/Alenia Aeronautica) по маркетингу.
Объедененная двигателестроительная корпорация наращивает объемы производства авиационных двигателей. По итогам 2011 г. Предприятия ОДК произвели около 650 двигателей для самолетов и вертолетов. На 2012 год было выпущено 500 самолетных двигателей. Увеличение объемов производства определяется как ростом экспортных заказов, так и поставок по Гособоронзаказу.