Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

курсовая работа

1.3 Информационная база анализа

Основной источник информации для проведения финансового состояния предпринимательской фирмы - финансовая отчетность. Финансовая отчетность - формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Она отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. При выполнении курсового проекта используется информация за период 2007-2009 годов: бухгалтерская отчетность и пояснения к ней, учетная политика организации, данные аналитического бухгалтерского учета, налоговая отчетность, данные статистического учета, нормативно-правовая и иная информация.

Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, - это документы бухгалтерской отчетности. Они включают:

форму № 1 "Бухгалтерский баланс";

форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках";

форму № 3 "Отчет об изменениях капитала";

форму № 4 "Отчет о движении денежных средств";

форму № 5 "Приложения к бухгалтерскому балансу";

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту.

В соответствии с "Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации", утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 20 июня 2000 г. № 60н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения.

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, - это следствие выполнения таких требо­ваний, как:

полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году;

правильность отнесения доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

Основой бухгалтерской отчетности фирмы является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. В ней отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвес­тиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой, - расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др.

Собственники фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности.

В первую очередь это форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия. В "Отчете о прибылях и убытках" отражаются следующие позиции:

Товарооборот (реализованная продукция), складывающийся из суммы продаж товаров и услуг собственного производства и закупленных на стороне, за вычетом складируемой продукции и незавершенного производства. Затраты (издержки продаж и реализации продукции) на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг, на изготовление реализуемых продуктов и услуг, расходы по сбыту, административные расходы.

Прибыль от реализации, получаемая при вычитании полных затрат из товарооборота.

Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, состоящие из прибыли по акциям фирмы, прибыли от инвестиций, процентов уплаченных, списанных инвестиций, процентов, полученных по предоставленным клиентам кредитам и по счетам в банках.

Прибыль (убыток) до налогообложения, включающая прибыль от реализации, поступления (или убыток) от инвестиционной деятельности и сальдо внереализационных операций.

Налог на прибыль от основной деятельности.

Чрезвычайные доходы и расходы, которые включают вес непредвиденные операции. По статье "Чрезвычайные доходы", вчастности, могут быть отражены суммы страхового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению или полученные предприятием, а также стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов. По статье "Чрезвычайные расходы" отражаются, например, стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов основных средств и пр.

Чистая прибыль (или убытки) за отчетный период.

Справочно к отчету о прибылях и убытках акционерным обществом приводятся данные о дивидендах, приходящихся на одну акцию.

В разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных при­былей и убытков, полученных (выявленных) фирмой в течение отчетного периода, в сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, ос­тающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

Делись добром ;)