Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности российской экономики

курсовая работа

2.2 Причины низкой конкурентоспособности российской экономики и трудности ее преодоления

Существует огромное множество причин низкой конкурентоспособности российской экономики и препятствий для ее преодоления. Большинство из них хорошо известны. Это неразвитость институциональной системы инвестирования (слабость банковской и финансовой инфраструктуры), отсутствие надежных механизмов по трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты. Это отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство. Это бюрократизм и коррупция. Это недостаточная прозрачность финансовых потоков. Это даже, по мнению некоторых экспертов (хотя я их точку зрения не разделяю), неспособность нашего населения воспринять такую степень динамизма социальных и институциональных новаций, которой было подвержено наше общество последние 15 лет.

Представляется целесообразным упомянуть те причины, которые иногда выпадают из поля зрения аналитиков.

Во-первых, я бы отметил фактор времени, имея в виду неудачное для России совпадение системного структурного кризиса и одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации, которые именно с 90-х годов прошлого века стали реальностью мировой экономики и политики.

Россия оказалась совершенно не готова к быстрому включению в эти процессы на должном уровне.

Во-вторых, нельзя забывать о политических и геополитических ограничениях, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе. Имеются в виду роль и обязательства России как крупной влиятельной и независимой державы, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень открытости экономики.

В-третьих, советская экономика была практически самодостаточной и закрытой. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался. ("Если надо, то сделаем, и за ценой не постоим".)

Наконец, хотелось бы остановиться и на роли приватизации с точки зрения как повышения конкурентоспособности российской экономики, так и вовлечения в мирохозяйственные связи. Эта роль была крайне противоречива.

С одной стороны, приватизация, без сомнения, способствовала быстрому формированию новых для России, но обычных и традиционных для мировой экономики институтов, таких, как акционерная форма капитала, фондовые биржи и финансовые рынки, банковская и страховые системы. Приватизация повлияла на изменения в организации труда и менеджмента на российских предприятиях, повышая общую культуру производства и делового общения и приближая их к мировым стандартам. Приватизация в целом скорее способствовала, чем препятствовала привлечению иностранных инвесторов в целый ряд отраслей. Что касается выхода российских предпринимателей на мировые рынки, то приватизация значительно ускорила этот процесс.

С другой стороны, приватизация привела к разрыву важнейших кооперационных связей, неоправданному перепрофилированию целого ряда важнейших предприятий, что в свою очередь вызвало в ряде отраслей и производств утрату конкурентоспособности российских производителей не только на мировых, но и на внутреннем рынках. Нарушения, допущенные в ходе приватизации, сопутствующие им коррупция и участие криминальных структур, несовершенство приватизационного законодательства отпугивали добросовестных инвесторов, формировали негативное представление о российском бизнесе за рубежом, понижали инвестиционный рейтинг страны.

Таковы основные не технологического рода (вроде больших транспортных издержек и высокой энергоемкости) препятствия повышения конкурентоспособности российской экономики.

Кроме того, целесообразно поставить вопрос и о цене, которую готово уплатить наше общество за глобализацию. Полагаю, что такая модель вхождения в мировую экономику, которая реализована, например, в соглашениях по СРП в рамках "Сахалин-1% и "Сахалин-2%, вряд ли устраивает большинство населения России.

Предпринимаемые меры по повышению конкурентоспособности.

Не погрешу против истины, если скажу, что после кризиса 2008 года в стране предпринимаются определенные меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Это совершенствование и кодификация весьма противоречивого и еще далеко не полного законодательства. Это номинальное снижение налогового бремени, это улучшение налогового и таможенного администрирования. Это предпринимаемые в последнее время попытки внести реальное содержание в статус особых экономических зон, включая принятие нового закона и формирование специального государственного органа по этой проблематике. Это также переход к модели среднесрочного бюджетного планирования и к бюджетированию, ориентированному на результат.

В числе мер, имеющих непосредственное отношение к повышению конкурентоспособности, хотел бы остановиться на двух направлениях, имеющих прямое отношение к деятельности Счетной палаты.

Первое направление касается федеральных целевых программ, которые по своему предназначению должны являться вкладом государства в повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Анализ финансирования и реализации федеральных целевых программ, проведенный Счетной палатой еще в 1999 году, показал, что приоритеты их отбора отсутствовали, финансирование осуществлялось крайне неравномерно, выделенные средства осваивались неэффективно. Год от года перечень программ и подпрограмм увеличивался. При этом значительная часть выделенных средств шла не на НИОКР и капитальные вложения, а на так называемые "прочие нужды". Тем самым выделенные средства фактически теряли целевой характер и шли по сути на дополнительное финансирование различных расходов текущего характера, объем которых определялся лоббистскими возможностями федеральных ведомств или региональных властей.

За прошедшие годы процессы формирования, финансирования и реализации программ удалось несколько упорядочить. Их количество сократилось почти вдвое, а объем финансирования в реальном выражении заметно увеличился. Их общественная и экономическая значимость, если исходить из названий программ, возросла. Тем не менее, как показал анализ проекта бюджета 2006 года, ряд существенных недостатков сохранился. Перечень программ сформировался без анализа результатов их выполнения. Из 50 программ, включенных в законопроект, 11 не были утверждены правительством. Удельный вес расходов на прочие нужды в общих расходах превысил 37%, а инновационная направленность была недостаточной -- доля расходов на НИОКР составляет всего 10,3%.

Таким образом, федеральные программы пока еще не стали эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики в рамках бюджетной политики. То же касается и Инвестиционного фонда объемом почти 70 млрд. рублей.

Второе (и гораздо более важное) направление повышения конкурентоспособности касается социальных проектов. Качество человеческого капитала становится важнейшим критерием конкурентоспособности. В этой сфере рейтинг России в настоящее время приблизительно соответствует общему рейтингу конкурентоспособности нашей страны -- в 2010 году по индексу человеческого развития, по данным ООН, мы занимали 67 место и относились к группе стран со средним уровнем человеческого развития.

Относительно высокий уровень образования нашего населения нивелируется невысоким качеством жизни, низким уровнем социальной и территориальной мобильности (в том числе по причине неразвитости рынка жилья и высоких транспортных тарифов), что сильно затрудняет свободное перемещение рабочей силы.

Однако главной причиной, влияющей на качество нашего человеческого капитала, является недопустимая для 21-го века продолжительность жизни (65,3 года). По показателю средней продолжительности предстоящей жизни (а это определяющий показатель для расчета индекса человеческого развития) мы находимся во второй сотне стран и отстаем от всех развитых и многих развивающихся стран на 7 - 15 лет. Согласно данным Правительства Российской Федерации (материалы к заседанию Правительства 20.10.05 г.), в настоящее время Россия по ожидаемой продолжительности жизни у мужчин отстает от Японии, США, Франции на 15 - 19 лет. Между тем 40 лет назад это отставание составляло всего 2 - 3 года!

Поэтому заявленные Президентом цели качественного улучшения здравоохранения и образования можно только приветствовать. Кстати, приоритетное развитие именно социальной сферы отвечает интересам как левых, так и правых, как либералов, так и дирижистов и может действительно выступить в роли проекта общенационального масштаба.

В проекте федерального бюджета на 2006 год темпы прироста расходов на здравоохранение и спорт в реальном выражении по сравнению с 2005 годом увеличиваются более чем на 50%, на образование -- более чем на 15%, на социальную политику -- на 7,6%. Очень важно, однако, чтобы приоритетное финансирование по этим направлениям было правилом, а не исключением и в последующие годы. В противном случае никаких качественных сдвигов не произойдет -- понятно, что для того чтобы такие меры принесли по-настоящему ощутимый эффект, нужно не менее 5 - 7 лет. А вот здесь есть большой вопрос, связанный с нашей текущей конкурентоспособностью, поддерживаемой сырьевыми отраслями. Здесь фактор времени очень важен. Если в этот период произойдет существенное падение цен на продукцию нашего традиционного экспорта, а отдача от вложений в человеческий капитал будет еще недостаточной, то что будет с нашей конкурентоспособностью? Тем более что за этот период уровень развития и Китая, и Индии, и Южной Кореи, и Юго-Восточной Азии существенно возрастет. Возникает абсолютно реальная перспектива остаться исключительно сырьевым придатком мировой экономики.

Делись добром ;)