logo
Экономический рост

2. Рынок медицинских услуг

В классическом рынке пациент покупает медицинские услуги по рыночным ценам, выбирая любого устраивающего его производителя. Совершая эту покупку (например, массаж), он руководствуется собственными соображениями о ценности для него этой покупки по сравнению, например, с посещением плавательного бассейна. Его выбор будет определяться и ценой на услуги. Чем ниже цена, тем больше услуг готов оплатить пациент (например, 15, а не 10 сеансов). Поэтому кривая спроса - падающая (слева направо). На графике по оси ординат отложена цена на медицинские услуги, по оси абсцисс - количество медицинских услуг в единицу времени.

В классической рыночной модели принято, что, в свою очередь, производители медицинских услуг могут неограниченно увеличить количество услуг (при появлении спроса на массаж или мануальную терапию растет число лиц, обучающихся этим услугам). Количество предлагаемых услуг будет тем больше, чем выше цена на эти услуги. То есть кривая предложения возрастает слева направо.

При увеличении спроса на какие-либо услуги производители увеличивают количество производимых услуг и одновременно взвинчивают цены. Но покупатели отрицательно на это реагируют - они начинают думать, что мануальная терапия - это не всегда хорошо, лучше и безопаснее поплавать в бассейне. Спрос падает, производители начинают снижать цены, часть мануальных терапевтов срочно меняет специализацию, то есть уходит с рынка мануальных терапевтов. В какой-то момент при цене Ре количество предлагаемых и покупаемых услуг совпадает. Эта точка называется точкой равновесия. Она неустойчива, поскольку производители продолжают повышать цены, спрос же начинает падать, рынок выходит из точки равновесия, чтобы вернуться в нее через некоторое время. Таким образом, в классическом рынке цены и количество предлагаемых услуг колеблются вокруг точки равновесия.

Такая модель является недостижимым золотым стандартом. Действительно, все желающие могут получить какие-либо медицинские услуги без всякой очереди и по тем ценам, за которые они могут купить эти услуги без дополнительных расходов государства.

К сожалению, такая модель действует только на идеальных рынках, для которых должны соблюдаться следующие условия:

определенность;

отсутствие внешних эффектов;

полные знания;

свобода потребителей от советов докторов, имеющих собственные интересы;

действие на рынке большого числа мелких производителей.