Экономический рост

курсовая работа

3. Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси

Основное содержание задачи трансформации. В переходный период обеспечение экономического роста является важнейшей стратегической задачей.

Так, на исходном этапе трансформации основное содержание упомянутой задачи весьма архаично: необходимо свести к минимуму кризисное снижение объема ВВП, т. е. минимизировать возможные экономические потери.

Параллельно с этим необходимо энергично поддерживать так называемые "точки экономического роста", а через активное институциональное строительство преодолевать социально-экономические противоречия, которые породили системный экономический кризис.

Отметим, что темпы экономического роста красноречиво свидетельствуют о степени эффективности государственного управления. Это объясняет, почему и эксперты, и сама власть всегда столь ревниво относятся к показателям экономического роста.

Исходные позиции Беларуси. В рамках всесоюзного комплекса экономика Беларуси выступала как сборочный цех, который специализировался на производстве не наукоемкой, а ресурсоемкой продукции.

После обретения Беларусью независимости ее экономика приобрела ярко выраженный осколочный характер.

Принялось считаться с тем, что Республика Беларусь уже изначально выла крайне ограничена в проведении самостоятельной социально-экономической политики.

Разработка белорусской модели экономического роста. Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства [5, с. 551].

В 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономического роста.

В экономической теории такая конкурентоспособность, которая про-тиворечит стратегическим целям экономического роста, получила название "конкурентоспособности бедных стран". Поэтому и не может долго реализовываться цивилизованной страной. Однако, по сей день на пост-советском пространстве Беларусь имеет с учетом соотношения валютного курса и паритета покупательной способности самую слабую национальную валюту [9, с. 16].

Инфляционная модель экономического роста. В современной экономической науке взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом выступает объектом специального анализа.

Длительное сохранение высоких темпов инфляции (200-400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономического роста (3-8 % прироста ВВП в год) тем не менее позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так называемой "инфляционной модели экономического роста".

Вопреки всем первоначальным прогнозам за счет умелой и целенаправленной "канализации денежной эмиссии" в 3-4 раза увеличить среднюю заработную плату в долларовом эквиваленте - эту задачу не удалось решить. Наоборот, уровень оплаты труда заметно сократился. Обесценение денег и рост скорости их движения привели к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетизации ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит, стал нарастать бартер.

Вывод:

· развивающаяся национальная экономика нуждается не просто в деньгах, а в полноценных деньгах.

· устойчивое и долговременное развитие совместимо лишь с низкими темпами инфляции.

Корректировка курса. При определенных оговорках можно считать, что с 2001 года определилось более сдержанное отношение к "канализации денежной эмиссии".

Следует отметить, что частичное возвращение к прежнему курсу обеспечения финансовой стабилизации (ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции; введение единого официального обменного курса рубля и его относительная стабилизация; введение мягких бюджетных ограничений и др.) незамедлительно выявили необоснованность замораживания неотложных институциональных преобразований.

Надо видеть и то, что механическое сдерживание ставшей привычной кредитной эмиссии в условиях переформированной экономики в состоянии породить новые проблемы (кризис неплатежей, недоимки перед бюджетом, и т. д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий.

Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть ставшей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доходность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о перемещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее конструктивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограничение кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований. Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кредитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заинтересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть свои пределы.

Преспективы экономической динамики. По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонстрирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2-3 %. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.

В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свидетельствует о том, что белорусская экономика испытывает проблемы, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.

При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является и обеспечение высокой эффективности капитальных вложений, что всегда являлось заботой эффективного собственника.

Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйствь.

Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импорто-замещения.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного "транспортного плеча", обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

Не секрет, что глубину кризисного спада первоначально удалось уменьшить и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних рынках выглядела более качественной. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сертификации производства и систем управления по международным стандартам, внедрять CALS-технологии (предусматривают, чтобы предприятие-поставщик изготавливало самостоятельно не более 20% комплектующих).

Рост цен на экспортируемые сырьевые ресурсы и приток валютной выручки резко повысили в последние годы платежеспособность и привлекательность российского рынка. Надо признать, что это обстоятельство оказало позитивное воздействие и на состояние белорусской экономики, для которой Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта.

Однако известно и то, что международная экономическая конъюнктура всегда изменчива. Поэтому региональное лидерство РФ, основанное на высоких экспортных ценах на сырьевые ресурсы, достаточно недолговечно. К тому же ощутимо нарастает конкуренция и со стороны самих российских производителей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы сохранить конкурентную способность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда.

С момента вступления в ЕС большая группа восточноевропейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные изделия и др.), что в состоянии оказать негативное воздействие на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйственногo механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы.

Стремление сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики.

Можно выделить следующие стратегические приоритеты структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической сфере:

· четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;

· выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

· перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

· защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;

· увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;

· улучшение правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала [7, с. 22].

Конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей [ 9, с. 15].

Что касается мирового финансового кризиса, Правительство и Нацбанк Белоруссии вынуждены признать, что мировой финансовый кризис оказывает влияние и на белорусскую экономику, несмотря на заверения в ее устойчивости и стабильности. В конце минувшей недели глава правительства Сергей Сидорский заявил о необходимости сократить госрасходы, а Нацбанк ввел ограничения на покупку валюты. Своим постановлением Национальный банк Белоруссии запретил импортерам покупать иностранную валюту на внебиржевом рынке для авансирования закупок. Кроме того, Нацбанк Белоруссии ввел контроль любых приобретений иностранной валюты на внебиржевом рынке. Так, желая купить валюту у банка, предприятия должны предоставить сведения о роде своей деятельности и цели покупки валюты. В пресс-релизе управления информации Нацбанка республики подчеркивается, что в данном случае речь идет не об ограничениях, а о мониторинге: позволит оценить предполагаемый спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, а также цели ее использования.

Следует напомнить, что ранее главный белорусский банк запретил остальным банкам покупать валюту на бирже за счет своих собственных средств, кроме суммы ее чистой продажи населению через обменные пункты.

Все вводимые ограничения в Нацбанке объясняют недостатком валюты на внутреннем рынке. Специалисты ведомства не исключают введение дальнейших ограничений на закупку валюты.

Кроме того, в ближайшее время ожидается принятие решения о сокращении госрасходов на 5 трлн. белорусских рублей (более 2,3 млрд. долл.), что составляет около 12% расходной части республиканского бюджета. Такое предложение правительства поддержал президент Александр Лукашенко. При этом он распорядился сохранить в прежнем объеме только финансирование программ здравоохранения.

У местных наблюдателей последние решения правительства и Нацбанка вызывают непонимание. С одной стороны, правительство заявляет о стабильности белорусской экономики и отсутствии влияния на нее мирового финансового кризиса, с другой - принимает непопулярные административные решения. Комментируя решение о запрете авансирования импорта, некоторые эксперты говорят о том, что оно вызвано не столько мировым финансовым кризисом, сколько кризисом белорусской экономики.

Отрицательное внешнеторговое сальдо было и до кризиса высоким, что вынуждало правительство вводить разного рода ограничения импорта. Запрет на авансирование импортных закупок фактически прекратит поступление в Белоруссию импортных товаров, которых там и так осталось мало. Мировой финансовый кризис только усугубил экономическую ситуацию в Белоруссии. В то же время эксперты негативно оценивают действия правительства по преодолению его последствий, поскольку они не носят системного и рыночного характера, а, как и ранее, находятся в плоскости администрирования.

Вывод: в Республике Беларусь разработана Национальная стратегия устойчивого развития, главная цель которой сформулирована в соответствии с принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию: обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом интересов других государств.

Делись добром ;)