2.1 Государственное регулирование экономического роста
Государство играет важную роль в регулировании экономического роста. Рассмотрим, какие способы государственного регулирования оказывают стимулирующее влияние на этот процесс.
Приверженцы разных экономических взглядов понятие «эффективная государственная политика» понимают по-разному. Вследствие этого у каждого направления экономической мысли интерпретация методов и инструментов, обеспечивающих условия для лучшего экономического роста, различная. Рассмотрим некоторые из таких интерпретаций.
Например, приверженцы «экономики предложения» особо выделяют причины, влияющие на повышение производственных возможностей экономики. А именно, предлагают снижать налоговое бремя, видя в нем способ, побуждающий производить сбережения и капиталовложения, стимулировать трудовые усилия и поощрять предпринимательские риски. Так, уменьшение налоговой ставки на доход от процентов будет способствовать возрастанию эффективности от сбережений.
В случае, если государство будет облагать подоходным налогом денежные средства, направляемые на выплаты процентов, то результатом окажется ограничение потребления и стимулирование сбережений.
Часть экономистов предлагают ввести единый налог на потребление вместо полной или частичной замены подоходного налога. Суть этого предложения заключается в поощрении сбережений и сдерживании потребления. Касательно капиталовложений, этими экономистами было сделано предложение уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций и, например, ввести налоговые льготы для инвестиций.
Сторонники другой теории - кейнсианцы связывают изучение экономического роста, беря в рассмотрение факторы спроса. Как правило, они видят причину низкого темпа экономического роста в несоответствующем уровне совокупных расходов, которые не могут обеспечить необходимый рост ВВП. Вследствие чего они являются приверженцами политики «дешевых денег» как мер стимулирования капиталовложений.
В случае потребности финансово-денежную политику можно использовать как инструмент для ограничения государственных расходов и потребления, чтобы возросший уровень капиталовложений не привел к инфляции. Следует отметить, что для кейнсианцев большее значение имеют краткосрочные цели, такие как сохранение высокого уровня реального ВВП, а также воздействие, оказываемое на совокупные расходы. Тогда как приверженцы «экономики предложения» краткосрочным перспективам предпочитают долгосрочные, уделяя большее внимание факторам обеспечивающим рост общественного продукта, полную занятость и полную загрузку производственных мощностей.
Экономисты, придерживающиеся различных теорий, предлагают и другие пути стимулирования экономического роста. Так, некоторые из них настаивают на индустриальной политике, в результате которой правительство играло бы активную роль в создании структуры промышленности для стимулирования экономического роста. Также правительством могли бы быть приняты шаги для ускорения развития высокопроизводительных отраслей, что содействовало бы переводу ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Кроме того правительству следовало бы увеличить финансирование на фундаментальные науки и исследования, таким образом стимулируя научно-технический прогресс. Поскольку увеличение расходов на образование должно повлечь за собой повышение качества рабочей силы, что в свою очередь будет способствовать росту производительности труда.
Несмотря на трудности и множество различных способов стимулирования экономического роста большая часть экономистов сходятся в том, ускорение экономического роста представляется далеко непростой задачей, - и склонность к сбережениям, и капиталоемкость трудно поддаются регулированию.
Четкая экономическая политика государства, направленная на качественные изменения темпов экономического роста страны имеет следующие направления:
Фискальная политика -- правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе (например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости или борьба с инфляцией). http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/15470 Сегодня фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. Универсальный набор мер, который состоит из прямых и косвенных финансовых путей регулирования экономики.
К прямым финансовым путям относят способы бюджетного регулирования. Из государственного бюджета оплачиваются:
· затраты на расширенное воспроизводство;
· развитие инфраструктуры и научные исследования и т.п.:
· расходы на содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
· затраты на реализацию структурной политики;
· непроизводительные расходы государства;
Косвенными методами государство оказывает влияние на финансовые возможности производителей товаров и услуг увеличивает или уменьшает размер потребительского спроса. Большую роль в обеспечении экономического роста играет система налогообложения. Меняя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы предприятиям определённых отраслей, увеличивая или уменьшая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится поддерживать стабильных темпов экономического роста и избегая при этом резких взлетов и падений производства, поддерживая стабильную экономическую ситуацию в стране.
Одним из важных косвенных методов, который стимулирует накопление капитала, относится политика ускоренной амортизации. Разрешая возможность её применения, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, эти денежные средства направляются в амортизационный фонд, и могут быть использованы для модернизации существующих и приобретения новых средств производства. экономический рост институциональный россия
Различают два вида фискальной политики государства по типу использования прямых и косвенных финансовых методов:
а) дискреционную
б) недискреционную.
Дискреционная политика - это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического состояния страны. http://www.ecopos.ru/diskreczionnaya-politika.php Существуют несколько проверенных на практике функциональных зависимостей между финансовыми переменными величинами.
Первая зависимость: увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса. Как следствие возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы взимаемых налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств.
Данные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Например, при кризисе проводится стимулирующая политика экономического роста. В интересах роста ВНД Правительство увеличивает государственные расходы, снижает налоги. Важно отметить, что рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. В итоге происходит уменьшение спада производства.
Другой вид фискальной политики - это недискреционная, или политика встроенных автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который уменьшает реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Под редакцией Чепурин М.Н., Киселева Е.А. -Курс экономической теории 2002 год, с. 525 Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На стадии подъема, безусловно, увеличиваются доходы организаций и населения. Однако при прогрессивных ставках налогообложения еще быстрее увеличиваются суммы налогов, что сокращает безработицу в текущий период, повышается благосостояние малообеспеченных семей. Таким образом, уменьшаются выплаты социальных пособий и других расходов государства. В результате снижается совокупный спрос, что служит причиной сдерживания экономического роста.
На стадии кризиса заметно сокращаются налоговые поступления и, следовательно, сумма изъятий из доходов организаций и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Это стимулирует покупательную способность населения и способствует преодолению кризиса.
Таким образом, можно сделать вывод, что налогообложение занимает важное место в финансовом регулировании макроэкономики, по этой причине совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов является одной из первостепенных задач фискальной политики государства.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
- твердые, которые устанавливаются на единицу объекта, независимо от его стоимости;
- пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов, независимо от размеров доходов;
- прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
- Введение
- Глава 1. Экономический рост, его типы и факторы
- 1.1 Понятие экономического роста, графическая интерпретация
- 1.2 Показатели экономического роста
- Глава 2. Институциональные факторы экономического роста
- 2.1 Государственное регулирование экономического роста
- 2.2 Институциональные факторы экономического роста
- Глава 3. Анализ экономического роста в России
- 3.1 Проблемы экономического роста и его стимулирование
- Заключение
- Экономический рост и его типы. Факторы экономического роста.
- Экономический рост как понятие. Типы и факторы экономического роста
- Факторы экономического роста
- Вопрос 48 «Понятие экономического роста. Типы экономического роста и его факторы»
- Экономического роста. Факторы и типы экономического роста
- Факторы и типы экономического роста
- Факторы и типы экономического роста.
- Экономический рост и его типы. Факторы экономического роста