logo
Экономический рост, его типы и факторы. Институциональные факторы экономического роста

3.1 Проблемы экономического роста и его стимулирование

По мнению специалистов Института Современного Развития, несмотря на то, что восстановление основных экономических показателей 2008 года в 2012 году, темпы развития Российской экономики замедляются. В настоящее время, в отличие от периода 2000 - 2008 годов, когда ВВП в среднем ежегодно увеличивался на 6,9% процента, в ближайшие три года, экономический рост согласно экспертным прогнозам вряд ли превысит 4%. А на дистанции до 2020 года в рамках наилучшего (инновационного сценария) составит не более 4,6 процента.

Надеяться на решение проблем за счёт конъюнктуры глобальных и внутренних рынков в ходе восстанавливающегося мирового цикла было бы недальновидно. На первых, например на газовом, серьёзно меняется конкурентная среда. В итоге экспорт (хотя и восстановился на докризисном уровне) вплотную подошёл к пределам своего расширения, при этом импорт начиная с середины 2010 года стабильно растёт. Товарооборот внутреннего потребительского рынка не сможет расти темпами «нулевых» годов в силу умеренной динамики доходов населения и текущего насыщения рынка потребительского кредитования. В настоящее время в экономике России сложилась ситуация, при которой внешний и потребительский спрос уже не могут выполнять функции драйверов развития, а инвестиции не могут и не готовы взять на себя эту роль. Хочется отметить и другие составляющие складывающейся в 2011 проблемной ситуации в экономике России:

· высокая по мировым меркам (8,8% в 2010 году, 3,2% за первые два месяца 2011 года) инфляция со значительной долей немонетарной составляющей

· негибкость рынка труда, сдерживающая усилия по снижению безработицы (6,9% в феврале 2010 года по методологии МОТ), всё более обнаруживающей структурный и застойный характер

· дефицитный бюджет при недофинансировании инвестиций (в лучшем случае они стабилизируются в ближайшие три года на уровне 3-3,5% ВВП) и достигнутых границах наращивания социальных расходов (более 11% ВВП)

· отложенные незавершённые структурные реформы

· избыточная роль государства в экономике (около 60% ВВП) при высоком уровне монополизма и низкоконкурентной рыночной среде.

· неудовлетворительный инвестиционный климат, выражающийся в низкой норме накопления (21,3% ВВП в 2009 году), оттоке капитала ($38,3 млрд. в 2010 году) и слабом интересе к России иностранных прямых и портфельных инвесторов (прямые зарубежные инвестиции упали в 2010 году в полтора раза к уровню 2009 года до $13-14 млрд.)

Добавление к этому перечню растущей неэффективности госрегулирования и управления перераспределением финансовых ресурсов лишь умножает аргументы в пользу необходимости перемен в российской экономической модели.

Существующая антикризисная политика правительства решает множество полезных и неотложных задач. Примеры тому - более чем кратный рост социальных выплат населению, поддержание на плаву банковской системы, сохранение работоспособности у «списочных» системообразующих предприятий. Однако в той мере, в какой она не позволяет «разгуляться» кризису и выполнить ему функцию «созидательного разрушения», она же «блокирует» ряд объективных стимулов к модернизации.

Иначе говоря, России нужна новая «модернизационная концепция развития», которая будет отличаться от существующей антикризисной не только и столько целями и объёмами приложения усилий, но прежде всего «технологически». Необходимо обновление экономических структур - это, прежде всего, область развития институтов и перезагрузка регулятивной среды для обеспечения экономического роста России по интенсивному пути.

На основе рассмотренного материала, можно сказать, что для обеспечения экономического роста необходимо решение следующих назревших проблем:

1) низкий уровень эффективности государственного управления.

В современной России серьезным препятствием экономическому росту является недостаточно сильная институциональная среда, Здесь можно отметить низкий уровень защиты прав собственности, так же оставляет желать лучшего функционирование судебной системы. Органы власти чрезмерно вмешиваются в деятельность хозяйствующих субъектов, что затрудняет развитие бизнеса. Государство не обеспечивает в настоящее время предоставление услуг высокого качества. Эффективных механизмов надзора за принятием основных решений по социально-экономическому развитию со стороны гражданского общества не существует;

2) отсутствуют условия и стимулы способствующие развития человеческого капитала.

Демографическую ситуацию в стране находится на таком уровне, что не может обеспечить естественного воспроизводства численности населения. Низкая по сравнению со странами Европы продолжительность жизни и высокий уровень смертности. Неэффективно используется миграционный потенциал. Всё вышеназванное не соответствует долгосрочным интересам страны и является угрозой национальной безопасности государства. Стоит отметить, что неблагоприятная демографическая ситуация в будущем может негативным образом отразится на формировании квалифицированных трудовых кадров страны, которые необходимы для роста интеллектуального и материального потенциала России, чтобы не допустить технологической зависимости нашей страны от иностранных держав.

Необходима модернизация образования, социальной сферы и здравоохранения результатом которой станет обеспечение соответствия государственных гарантий качественной медицинской помощи, новых образовательных стандартов и форм социальной поддержки.

3) Отсутствие серьёзной конкуренции и высокий процент нерыночного сектора экономики. Достаточно велик размер доли нерыночного сектора в различных отраслях экономики, отсутствует прозрачность деятельности отдельных субъектов естественных монополий, что не способствует формированию рыночной среды.

4) Реформы на региональном и муниципальном уровнях осуществляются неравномерно.

В настоящее время в России существуют ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, что связанно со следующими причинами: слабой развитостью жилищного рынка, капитала и транспорта. Это приводит к снижению эффективности экономических взаимосвязей между регионами страны. Следует уделить особое внимание развитию территорий, имеющих геополитическое значение и требующих специальных программ, с учётом особенностей этих территорий.

5) Существующий недостаточный уровень интеграции отечественной экономики в международные экономические отношения. Для современного этапа роста мировой экономики характерен растущий уровень глобализации. Для России здесь важна как величина внешнеторгового оборота, так и участие в мировых экономических процессах, вовлечённость российской экономики в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости.

Современную Российскую экономику можно охарактеризовать низкой стадией диверсификации экспортных товаров, отсутствием эффективных методов использования своих конкурентных преимуществ особенно в области продукции наукоемких отраслей.

6) невысокая диверсификация отечественной экономики влечет за собой сильную зависимость от мировых цен на ключевые экспортные товары. Следует решать задачу по изменению структуры Российской экономики, снижать ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, и в первую очередь от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы. Для структуры российской экономики характерна низкая, менее 40% доля продукции предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП. При этом значительная часть предприятий малого бизнеса находится в «теневом» бизнесе, работая без регистрации и не платя налоги. Не налажены эффективные связи между наукой и производством, что препятствует отечественной экономике повысить свою конкурентоспособность в высокотехнологичных отраслях. Необходимо повышать уровень использования научно-технических разработок в производстве.

7) Существующие ограничения инфраструктуры для роста экономики.

Известно, что фундаментом экономики является инфраструктура, при этом темпы экономического роста прямо пропорциональны ее состоянию.

8) Правительство России берётся обеспечить финансирование фундаментальных исследований, научно-технических направлений, которые реализуются при поддержке государства в виде госпрограмм и проектов. Связать между собой поддержку государством развития венчурных инвестиций со страхованием инвестиционных рисков. Наряду с этим будут проводиться реструктуризация и ликвидация неэффективных производств, преобразование некоторых отраслевых научно-исследовательских институтов в инжиниринговые предприятия с эффективными финансово-экономическими, коммерческими и маркетинговыми структурами.

9) Особое внимание Правительство Российской Федерации будет уделять защите и соблюдению прав интеллектуальной собственности, созданию строгих и эффективно действующих мер в рамках выполнения государственной политики по защите авторских прав. Планируется закрепить законодательным порядком механизмы и способы включения в хозяйственную деятельность предметов интеллектуальной собственности, включая те, что получены за счет средств федерального бюджета. В ближайшее время планируется разработка и внесение на рассмотрение Закона о секретных изобретениях. Кроме того, нуждается в дополнениях и изменениях Патентный закон.

10) В последнее время экономический рост затрудняют не решённые проблемы развития в транспортной и энергетической отраслях. Принятие мер по реформированию естественных монополий, пока не дали существенных результатов роста инвестиций в данные сектора экономики.

Необходимо создать условия, обеспечивающие прозрачность деятельности естественных монополий и не допускающие необоснованного роста тарифов естественных монополий, контроль над эффективным расходованием выделяемых правительством средств.