Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы

курсовая работа

2. Роль государства в обеспечении экономического роста

Формирование новой модели российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульса динамичного экономического развития - они лишь образуют требуемый формат среднесрочной стратегии.

Первое: формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего, необходимо задать жесткий формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктивное целеориентированное русло. Это возможно только в рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Второе: концентрация банковского и промышленного капиталов, формирование крупных производственно-финансовых корпораций74 и мощных банковских структур. Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач:

- обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

- создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;

- реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;

- реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата;

- восстановления единой управленческой вертикали, поиска партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ;

- создания противовеса экономическому сепаратизму регионов;

- укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье: создание эффективной вертикали государственной власти, без которой невозможна последовательная экономическая политика.

Четвертое: развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. По мере реализации трех предшествующих условий ме- ханизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:

- превращение федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом;

- развитие государственного целевого программирования как инструмента ре- шения системных задач;

- повышение уровня управления государственной собственностью.

Пятое: осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение). В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая - согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая - сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг. Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой - необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.

Шестое: превращение денежного предложения в инструмент экономической политики. В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу - она рассматривается в основном как отрицательный побочный эффект активных операций Центрального, банка (покупка валюты и др.), Между тем в условиях низкой монетизации хозяйственного оборота расширение предложения денег - один из факторов повышения хозяйственной активности, оживления производства и нормализации кругооборота капитала в реальном секторе экономики.

Задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимы:

- гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения;

- меры по замедлению скорости оборота денег - использование процентной политики, ужесточение требований к уровню ликвидности и др.;.

- эффективное использование «антиинфляционного якоря» - цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и др.;

- максимальное отсечение эмитируемых денежных средств от валютного и других финансовых рынков.

Седьмое: вытеснение денежных суррогатов, сокращение неплатежей и неденежных форм расчетов. Начиная с 1995 г. главной причиной распространения неденежных форм расчетов стали не столько монетарные факторы (нехватка денежных средств, ограничение денежного предложения), сколько структурные (дисбалансы между доходами и расходами, плохое финансовое положение предприятий) и институциональные. Из этого следует, что монетизация хозяйственного оборота объективно превратилась из текущей в долгосрочную, поэтапно решаемую задачу. Тем не менее, постепенное вытеснение неплатежей, денежных суррогатов и бартера остается одним из ключевых условий реализации конструктивной экономической стратегии. Во-первых, это - один из наиболее емких источников дополнительных ресурсов для инвестиций и бюджета. По оценке, в неплатежах и бартере сегодня заморожены доходы экономических агентов в объеме не менее 10-12% ВВП. Во-вторых, бартерные операции и оборот денежных суррогатов стали одной из наиболее криминализованных сфер экономики, включая уход от налогообложения, теневое предпринимательство и т.п. В-третьих, монетизация хозяйственных связей является одним из главных факторов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, без нее нельзя рассчитывать даже при наличии ресурсов на сколько-нибудь значительный рост капиталовложений.

Восьмое: сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. В ближайшие годы значение этого резко возрастает в силу необходимости расширения инвестиционных ресурсов. Сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов - один из наиболее крупных возможных источников капиталовложений в российскую экономику. Объективно возникла альтернатива: либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала (что принципиально одно и то же), либо будут созданы каналы, по которым эти ресурсы будут направлены в инвестиции.

Девятое: повышение сбалансированности государственных доходов и расходов. Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля - но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Десятое: урегулирование проблемы государственного внешнего долга. Одиннадцатое: преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для ослабления ограничений в этой области необходимо, по крайней мере, повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности; обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.

Делись добром ;)