Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы

курсовая работа

2.1 Стратегия и этапы становления новой модели экономики

Стратегия выхода на требуемые темпы экономического развития существенно зависит от оценки имеющихся в российской экономике резервов, в частности производственных мощностей, способных производить конкурентоспособную продукцию. Рассматриваемый сценарий модернизации исходит из того, что их объем (в целом по промышленности не более 15-20%) недостаточен для форсированного некапиталоемкого роста. Соответственно ключевая особенность перехода к режиму роста состоит в том, что он требует в первоочередном порядке наращивания инвестиций.

Вплоть до 1994-1995 гг. существовала благоприятная возможность перехода к росту за счет повышения загрузки простаивающих мощностей. Она определялась тем, что российская экономика располагала достаточно большим парком относительно нового оборудования, введенного в 1986-1989 гг., когда были развернуты масштабные программы технической реконструкции ряда отраслей. Наличие такого парка давало возможность некапиталоемкого развития в течение относительно длительного периода.

Однако с тех пор ситуация кардинально изменилась. Возраст производственного оборудования, введенного в 1986-1989 гг., достиг 11-14 лет, т. е. превысил порог морального старения. В настоящее время «новым» является оборудование, введенное в эксплуатацию после 1992 г., когда инвестиционная активность резко снизилась (по данным Госкомстата России, если в 1994 г. доля промышленного оборудования с возрастом менее 10 лет составляла 44,5%, то уже в 1998 г. - 24,2%, а в настоящее время - еще меньше). По прогрессивным видам оборудования, способным выпускать конкурентоспособную продукцию, уровень загрузки в 1,5-2,0 раза выше среднего и в ряде отраслей (цветной металлургии, химии и нефтехимии, пищевой, медицинской и др.) близок к предельному (65-85%).

Поэтому уже сегодня возможности некапиталоемкого роста за счет повышения загрузки производственных мощностей очень ограничены. Согласно опросам руководителей предприятий они сохранились, прежде всего, в машиностроении и легкой промышленности (20-25% выпуска продукции).

Учитывая масштабы и темпы разрушения производственно-технологического аппарата, необходимо во главу угла поставить именно обновление основного капитала, т. е. развертывание инвестиционного процесса с выходом на максимально возможные темпы роста капиталовложений. Чтобы обеспечить требуемую экономическую динамику, объем капиталовложений должен быть удвоен за 10 лет, т. Е увеличиваться темпом 7-8% в среднем за год.

Экономический рост в России: возможные рычаги стимулирования. В России также нужно проводить более активную политику стимулирования экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран; Один из важнейших моментов здесь - последовательное использование денежными властями имеющихся у них, механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом. При этом надо учитывать, что процесс формирования "длинных" инвестиционных ресурсов не может идти быстро, и сам реальный сектор еще не всегда готов к приему средств.

В данной связи следует уделить особое внимание отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия, для более длительных сроков размещения средств с одновременном предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков. Естественно, мы имеем в виду комплексный подход, обеспечивающий благоприятные предпосылки для этого процесса на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования.

Так, нужно разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по "длинным" ресурсам, что позволит устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. Причем, если есть опасения (а они иногда высказываются), что участники рынка будут по-прежнему ограничиваться "коротким" размещением средству возможно использование механизмов, предполагающих "заниженные" резервный и налоговый режимы только на величину средств, размещенных на длительные сроки.

Важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Например, Банк России (помимо Минфина) может предоставлять гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих средства на финансирование приоритетных (с точки зрения задач экономической политики) проектов. В случае задержек отдачи от них он мог бы временно пополнять ликвидность таких банков (подобные механизмы предлагались в начале 1990-х годов).

Большое значение имеет формирование механизмов, способствующих высвобождению и расширению возможностей использования уже имеющихся средств. В этой связи целесообразно рассмотреть меры по увеличению кредитного мультипликатора уже упоминавшееся снижение нормы резервирования (в данном случае - с точки зрения мультипликационного роста ресурсов), уменьшение доли наличных денег в денежной массе, ограничение отвлечения ресурсов на депозиты ЦБ (за счет создания других эффективных возможностей) и т.д. Важны здесь и меры по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.

Кроме того, нужно последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства. Более активную роль в этом должны играть специализированные фонды и банки. Для достижения указанной цели необходимо шире использовать процентные, налоговые и иные рычаги.

При выборе приоритетных направлений инвестирования надо принимать во внимание межотраслевой аспект, а также возможности стимулирования спроса в других отраслях и возникающий в результате мультипликационный эффект для экономики в целом.

Активную позицию в реализации этих подходов должен занимать национальный бизнес. Эффективность политики, способствующей укреплению его позиций на внутреннем рынке (что особенно важно ввиду предстоящего вступления России в ВТО), будет определять масштабы участия национального бизнеса в экономическом подъеме в стране и возможности отстаивания ее интересов за рубежом;

Если экономический рост финансируется прежде всего из внешних источников, то в перспективе все большая часть финансовых ресурсов страны будет зависеть от мировой конъюнктуры, а их поступление и последующее использование - от намерений внешних кредиторов. Важно, чтобы в такой стратегической сфере российской экономики, как финансы, ключевые позиции занимали национальные экономические субъекты.

Очевидно, все названные меры должны быть составной частью бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, направленной на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

Национальным денежным властям и отечественному бизнесу принадлежит ведущая роль в этих процессах. Бизнес заинтересован в росте экономики, что позволяет ему укреплять свои позиции и на внутреннем, и на внешнем рынках. В свою очередь, упрочение позиций бизнеса закладывает более надежный фундамент для проведения государственной экономической политики. Крепкое стабильное государство, создающее надежные условия работы национальному бизнесу в стране и за рубежом, сильные промышленность и банки, формирующие экономический базис страны, активная экономическая политика государства являются основой устойчивого долгосрочного развития России.

Делись добром ;)