Экономическое развитие Украины

курсовая работа

1.2 Влияние мирового финансового кризиса на экономику Украины

Экономический кризис на Украине подготавливался действиями политиков, пришедших к власти в результате «оранжевой революции». К 2008 году экономика Украины ещё не вышла на уровень советского периода; ВВП Украины в предкризисном 2007 году составил лишь 72,2 % от уровня 1990 года.

Лоббирование интересов импортёров и иностранных компаний привело к появлению значительного отрицательного сальдо во внешней торговле товарами, а со временем -- негативного сальдо платёжного баланса. Ухудшение отношений с Россией разрушило прежнюю систему договоренностей о поставках природного газа (который жизненно необходим энергоёмкой экономике Украины). Перманентная ожесточённая политическая борьба привела к соревнованию политических сил в социальном популизме, что сопровождалось ростом бюрократического вмешательства в экономику.

После «оранжевой революции» Украина стремительно наращивала валовый внешний долг: в начале 2004 года он составлял $23 811 млн., на конец I квартала 2008 года -- 92,5 млрд. долларов США (61 % от ВВП; 135,7% от экспорта товаров и услуг), из них 77 млрд. (83,3 %) составляла задолженность частных секторов экономики. Прирост внешних обязательств в 1 квартале 2008 года равнялся 8 млрд. долларов США (9,4 %) и сложился, как и в предыдущие годы, в результате существенного роста долга в банковском секторе (на 3 млрд. долларов, или 9,8 %) и других секторах экономики (на 4,6 млрд. долларов или 12 %). На начало октября 2008 года валовый внешний долг Украины составлял уже $105 429 млн.

С 2005 года поддерживались компрадорский капитал и иностранные инвесторы, при этом основная доля прямых иностранных инвестиций шла в финансовый сектор, торговлю и посредничество. В 2002 г. в промышленность направлялось 50,4 % прямых иностранных инвестиций, в 2004 г. -- 45,8 %, в 2005 г. -- 30,9 %, в 2008 г. -- 22,6 %. Доля прямых иностранных инвестиций в основные фонды, которые обеспечивают развитие экономики, в 2005 году составила лишь 5,0 %, в 2006 г. -- 3,7 %, 2007 г. -- 3,5 %, за 2008 г. -- 5,2 %[19].

По данным Госкомстата, отрицательное сальдо Украины во внешней торговле за предкризисные 7 месяцев 2008 года составило 11 051,3 млн. долларов США (за январь-июль 2007 года -- 5 111,4 млн.), таким образом, увеличившись более, чем вдвое. По данным Министерства финансов совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины за первое, предшествующее наступлению экономического кризиса, полугодие 2008 года в валютном выражении увеличился на 16,6 %, до $28,683 млрд.

По данным Госкомстата реальный ВВП Украины в 2008 году вырос на 2,1% (при ранее запланированных правительством 6,8 %), инфляция составила 22,3 % (притом, что премьер Тимошенко обещала не выше 10 %). По данным Минфина на конец декабря 2008 года совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины вырос до 24,121 млрд. долларов, при этом в гривневом эквиваленте совокупный госдолг вырос в 2008 году в 2,1 раза, в основном из-за стремительной девальвации украинской гривны, в ноябре-декабре -- на 94,1% [10].

Кризисные явления в банковской сфере начали проявляться во второй половине 2008 года. Украинские банки, особенно, контролируемые иностранным капиталом, имели возможность легко получить дешёвые и, как правило, краткосрочные кредиты у иностранных банков, и за счёт этих ресурсов выдавать более дорогие и более долгосрочные кредиты на Украине. После начала ипотечного кризиса в США, ситуация начала постепенно меняться, поскольку западные банки вынуждены были повышать ставки по своим кредитам, что привело к удорожанию кредита украинских банков, сокращению кредитования строительства, особенно жилищного.

Следствием сокращения доходов и невозможности взять кредит во время кризиса, девальвации гривны (и удорожания кредитов, взятых в иностранной валюте) стало резкое падение цен на приобретение и аренду недвижимости. Кризис в строительной индустрии Украины стал заметен уже в мае 2008 года, когда снизились объёмы строительства. Спад в строительстве принял обвальный характер, сделал неизбежным углубление кризиса в металлургии, поскольку строительная отрасль являлась одним из основных потребителей металла.

Значительная зависимость украинской экономики от экспорта, в частности, металлургической продукции, осложнило протекание кризиса. Падение цен на украинскую металлургическую продукцию было связано с растущей конкуренцией производителей из Китая и сезонным сокращением спроса в основных странах-потребителях. В начале лета 2008 года рост цен на чёрные металлы замедлился, а в конце июля началось снижение цен на продукцию чёрной металлургии. В начале октября Минпромполитики Украины объявило о начале серьёзного кризиса в чёрной металлургии: было остановлено 17 из 36 украинских доменных печей, рассматривалась возможность полной остановки работы предприятий.

В сентябре 2008 года началось падение курса гривны по отношению к доллару США, которое в октябре переросло в панику на валютном рынке. В ноябре-декабре многие коммерческие банки в одностороннем порядке подняли процентные ставки по ранее выданным валютным и гривневым кредитам -- в среднем в полтора раза. По состоянию на 11 декабря по официальному (заниженному) курсу 7,47 грн./долл. валютные кредиты только физическим лицам составили 191,7 млрд. гривен, увеличившись со 130 млрд. грн. в октябре исключительно за счёт падения гривны. С ноября кредитование населения банками практически полностью прекращено.

В течение 2008 года украинская гривня девальвировала на 38 % по отношению к доллару США, что было лучшим показателем только по сравнению с исландской кроной и сейшельской рупией.

В конце октября 2008 года Международный валютный фонд подтвердил готовность выделить Украине кредит на сумму 16,5 миллиардов долларов на 15 лет под четыре процента годовых для преодоления проблем в экономике. 31 октября 2008 года во втором чтении Верховная Рада приняла президентский законопроект «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» («за» проголосовали 243 депутата из фракций БЮТ, НУНС и Блок Литвина). 10 ноября 2008 года Украина получила первый транш кредита stand by в размере 4,5 млрд. долларов.

Экономический кризис в течение всего года усугублялся противостоянием политических сил. 14 декабря с резкой критикой власти в прямом эфире украинского «5 канала» выступил глава оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович [8].

19 декабря премьер-министр Украины Юлия Тимошенко потребовала отставки президента Ющенко и главы Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, возложив на них ответственность за ослабление курса гривны: «Я считаю, что президент страны, который работает на то, чтобы было „чем хуже, тем лучше“ и зарабатывает на беде, должен уйти в отставку завтра вместе с главой Национального банка». По её мнению, политической целью обвала курса гривны могло стать введение президентского правления через объявление чрезвычайного положения. Тимошенко отметила, что находится в оппозиции «к таким чиновникам, как президент Украины, глава Национального банка, ко всем преступным группировкам, которые их окружают».

В тот же день Ющенко и глава Нацбанка Владимир Стельмах выступили с ответными обвинениями в адрес Тимошенко. По словам Ющенко, Тимошенко «противопоставила себя нации и государству». Секретариат президента обвинил Тимошенко в «популизме и непрофессионализме», переложив ответственность на неё. Владимир Стельмах заявил: «Сегодня в экономике Украины сложилась очень сложная ситуация. Бездарная деятельность правительства в управлении экономикой привела к тому, что уже в декабре этого года страна может быть в ситуации внутреннего дефолта. На сегодня правительство не имеет средств для выплат по заработным платам, пенсиям, социальным выплатам и обязательствам внешнего и внутреннего характера» [17].

20 декабря спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что кризис ставит под угрозу государственность страны: «Мы переживаем не только экономический и политический кризис, мы переживаем кризис национальной идентичности. Мы надорвались в вопросах государственного строительства».

По мнению председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина, высказанному 27.12.2008, только 15 % негативного влияния на экономическую ситуацию в стране принадлежит мировым тенденциям, остальное следствие внутреннего политического кризиса.

Экономический кризис продолжил развитие в течение 2009 года. За январь-апрель 2009 года падение промышленного производства на Украине составило 31,9% в сравнении со средним показателем по СНГ 9 %; прирост инфляции составил 19,1% (в годовом исчислении) в сравнении с 14 % инфляции по СНГ; объём розничного товарооборота на Украине упал на 14,4% при 3% в среднем по СНГ. Кабинет министров запретил Госкомстату публиковать данные изменения ВВП в I квартале 2009. По данным Госкомстата падение ВВП Украины в первом квартале составило 20,3 %, во втором квартале -- 18% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). По подсчётам профессора А. Ревенко, украинского специалиста по статистике международных сопоставлений, «в первом квартале 2009-го наш ВВП упал по отношению к 1990-му до 61,5 %, примерно до уровня 2004 (61,0 %) и 2005 (62,7 %) годов». По оценке Счётной палаты Украины ВВП в первом полугодии 2009 года составил 59,5 % от уровня 1990 года, при этом около 40 % ВВП находилось в тени, что означало недополучение сборов в бюджет.

По данным Всемирного банка в течение первого квартала 2009 года, поступление инвестиций в основной капитал снизилось на 48,7 %, поступление инвестиций в частный бизнес снизилось на 11,6 %, реальный экспорт упал на 15,9 %, в то время как уменьшение внутреннего спроса и коррекция обменного курса обусловили резкое сокращение импорта (-36.6%).

Негативное сальдо во внешней торговле сохранялось каждый месяц в первом квартале 2009 года, однако существенно снизилось по сравнению с первым кварталом 2008 года.

Инфляция в январе-мае составила 7,4 % (за аналогичный период 2008 года -- 14,6 %), в основном из-за ограничительных действий Национального банка Украины, благодаря которым денежная масса за январь-май уменьшилась на 9,2 % (за аналогичный период 2008 года -- увеличилась на 8,5 %). В то же время этот сравнительный успех выглядел удручающе на общемировом фоне, поскольку по итогу первой половины 2009 года на Украине была зафиксирован наиболее высокий показатель инфляции в мире -- 8,6 процента. В июле была зафиксирована дефляция на потребительские товары на уровне 0,1% [5].

Дефицит госбюджета в первом полугодии 2009 года составил 10,61 миллиарда гривен. На начало июля 2009 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 28,9 миллиарда долларов, в том числе внешний -- 20,5 миллиарда долларов, внутренний -- 8,2 миллиарда долларов.

ВВП Украины за ІIІ квартал 2009 года (в постоянных ценах 2007 года), по сравнению с аналогичным кварталом 2008 года, по предварительным данным, уменьшился на 15,9 %. Обнародование окончательных данных за III квартал ожидается 30 декабря 2009 г.

В III квартале Госкомстат зафиксировал двукратное -- до $432 млн. -- ускорение оттока прямых инвестиций с Украины. Вследствие оттока и курсовой переоценки приток прямых иностранных инвестиций в III квартале сократился до $614 млн. Опрос руководства ведущих иностранных инвестиционных компаний, который был проведён в октябре 2009 года исследовательским центром компании Appleton Mayer, показал значительное ухудшение инвестиционного климата на Украине. Так, согласно данным исследования, 69 % руководителей иностранных инвестиционных компаний не собираются в ближайшее время рассматривать вопрос об инвестировании в экономику Украины. При этом 34 % иностранных инвестиционных компаний, которые уже работают в стране, собираются уйти с Украины, а 26% -- заморозить текущие проекты.

По данным премьер-министра Украины до начала августа 2009 года правительство разработало 15 антикризисных программ. Для ограничения импорта и улучшения торгового баланса 6 марта была введена 13%-ную надбавка к таможенным ставкам ввозной пошлины сроком на 6 месяцев. Позже правительство под давлением Всемирной торговой организации сохранило действие этой надбавки при импорте только автомобилей и холодильников, затем решил отменить её совсем.

В апреле 2009 года после того, как парламент усилиями пропрезидентских депутатов провалил пакет антикризисных законопроектов правительства, их нормы были утверждены в обход парламента постановлениями Кабинета министров. Для стабилизации финансового положения НАК «Нефтегаз Украины» была возвращена 2-х процентной надбавки к тарифу на газ для промышленных предприятий за исключением тех, которые используют газ как сырьё при производстве продукции. Правительство рекомендовало увеличить на 5 % тариф на газ для населения, использующего свыше 2,5 тыс. кубометров в месяц, и на 10 % -- свыше 6 тыс. кубометров. В 3,5 раза была повышена стоимость электроэнергии для тех, кто потребляет свыше 600 кВт. ч Был введён единый порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд для всех категорий граждан (то есть увеличена фискальная нагрузка для малого бизнеса), сокращены расходы на аппарат, принято решение о выпуске государственных облигаций для привлечения средств населения.

8 мая совет директоров МВФ одобрил выделение Украине второго транша кредита stand by в размере 2,625 миллиардов долларов. В конце июля Украине был выделен третий транш кредита МВФ, который правительство Украины намерено было направить на финансирование дефицита государственного бюджета и в первую очередь на обеспечение внешних обязательств[18]. Для получения третьего транша правительство по требованию МВФ приняло на себя ряд обязательств, среди которых:

- повышение тарифов на тепловую энергию на 20 % населения и теплокоммунэнерго соответственно с 1 сентября и 1 октября, доведение в течение 2010 года их до уровня, обеспечивающего стопроцентное покрытие себестоимости энергоресурсов; введение пени за неуплату жилищно-коммунальных услуг;

- принятие закона о финансовом оздоровлении банков и информировании об их реальных собственниках; ускорение реализации программы рекапитализации банков;

- удержание дефицита в секторе государственного управления в 2009 году -- в пределах 6 %, в 2010 году -- в пределах 4 %;

- повышение зарплат и пенсий в бюджетном секторе только на уровень, соответствующий приросту инфляции;

- приватизация осенью Одесского припортового завода и некоторых облэнерго;

- отказ от налоговых амнистий и моратория на налоговые проверки;

- подготовка пакетов документов, необходимых для проведения налоговой и пенсионной реформы;

- отказ от попыток ограничить независимость Национального банка Украины.

В ноябре 2009 года Международный валютный фонд решил приостановить предоставление финансовой помощи Украине до проведения президентских выборов из-за отсутствия консенсуса между властями в сфере бюджетной политики. Наибольшую критику МВФ вызвало подписание президентом закона о повышении социальных стандартов, принятого парламентом, оппозиционным к правительству). Ветирование закона о повышении зарплат является ключевым условием МВФ для выдачи очередного транша.

Делись добром ;)