logo
Энергетическая стратегия РФ

1.1 Общая характеристика ТЭК РФ

В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.

Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК ГлуховаМ.Н., Школлер P.A., Отраслевой срез: энергетика// Российские проявления глобального кризиса глазами бизнеса: статистика, мнения, ожидания. Доклад. - М.: ООО «Полезная полиграфия», 2009. - С.15.

В настоящее время Россия инвестирует около 4-5% ВВП в свою энергетику (не считая вложений отечественных энергетических компаний за рубежом). При норме накопления 17% ВВП (2000-2006 гг. и с 2009 г.) на капиталовложения во все другие отрасли оставалось (даже на пике подъема в 2007-2008 гг. - 21-22%) порядка 13-17% ВВП. При этом в период подъема 2000-х годов Россия экспортировала по 10% ВВП сбережений ежегодно. Отметим, что большинство стран на этапе резкого ускорения темпов экономического роста и модернизации имели норму накопления 27-30% ВВП. Наша страна пытается развивать экономику, направляя в энергетику значительно больше капиталовложений, чем другие страны. Возникает проблема формирования такой модели развития, которая, с одной стороны, имела бы инновационную направленность, а с другой - учитывала бы особенности развития энергетики.

Современное развитие международных отношений происходит, с одной стороны, в условиях протекания глобализационных процессов в энергетической сфере, а с другой - обострения борьбы за невозобновляющие энергетические ресурсы. В настоящее время мировое сообщество входит в «пространство» энергетических конфликтов, которое характеризуется недостатком энергетических ресурсов. Поэтому наиболее экономически развитые государства будут искать выход из сложившейся ситуации с помощью обеспечения гарантированного доступа к ресурсам, сосредоточенным на территории других стран. Внимание к странам и регионам, обладающим перспективными запасами нефти и особенно газа, резко возрастает. Это, прежде всего Россия, а также страны Каспийского региона, Персидского залива, Африки и Центральной Азии.

Исходя из этого, роль в энергетической сфере России как страны, на территории которой находятся крупнейшие запасы углеводородов, резко возрастает. Одновременно с этим России предстоит столкнуться с резким ростом политического давления и желанием других стран получить контроль над ее нефтегазовыми районами.

Борьба за энергоресурсы может привести к энергетическому конфликту, который повышает риск вооруженного противостояния между государствами. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию необходимости обеспечения энергетической стабильности, которая является основой международной энергетической безопасности.

В начале XXI в. сложилось несоответствие между существующей системой энергетической безопасности мирового сообщества и реалиями современной обстановки, которая, в частности, характеризуется изменением политической карты мира, контура мировой экономики и нарушением стратегической стабильности за счет обострения борьбы за энергоресурсы. Исходя из этого перед мировым сообществом, возникла сложная задача: поиска новых путей обеспечения энергетической безопасности и энергетической стабильности в условиях глобализации, быстроменяющейся геополитической обстановки и становления многополярного мира.

Под влиянием мировых процессов (глобализация, борьба за энергоресурсы, неравномерное развитие государств, формирование миропорядка XXI в.), а также геополитической борьбы возникло новое социально-политическое явление «энергетический мир» (ЭМ). ЭМ представляет собой социально-политическую систему, состоящую из государств и негосударственных формирований (энергетических субъектов), связанных друг с другом энергетическими зависимостями (отношениями) и влияющих на организацию и протекание энергетических процессов на национальном, региональном и международном уровнях, а также на обеспечение международной энергетической безопасности.

Субъекты ЭМ охвачены энергетическими отношениями, которые можно разделить на несколько условных уровней. Первый уровень: двухсторонние энергетические зависимости (отношения) между государствами. Второй уровень: национальные энергетические политики государств. Третий уровень: коалиционные энергетические политики (стратегии) государств. Четвертый уровень: региональная энергетическая политика государств. Пятый уровень: международная (мировая) энергетическая политика государств.

Сегодня мировое сообщество оказалось в новых «координатах» энергетических угроз. Угроза возникновения энергетического конфликта, в первую очередь, зависит как от энергетической политики отдельных государств, так и от неадекватного решения их руководителей в энергетической сфере. Вектор энергетического конфликта все больше перемещается в плоскость нарушения энергетической стабильности в связи с усилением борьбы за энергоресурсы. Угроза энергетического конфликта существует не только на уровне энергетической пары (пары государств, связанных энергетическими отношениями) - сегодня она стала уже формироваться как на глобальном уровне, так и на региональных уровнях. Окончательно сформировалась новая угроза, связанная с возможностью использования энергоресурсов в качестве средства для достижения политических целей тем или иным государством.

Энергетическая безопасность - один из важнейших факторов обеспечения национальных интересов России, национальной и международной безопасности. Энергетическая безопасность России представляет собой состояние защищенности энергетических отношений, энергетических объектов и энергетических процессов, обеспечивающих добычу, производство, транспортировку, транзит и потребление энергоресурсов для удовлетворения энергетических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Сегодня энергетическая безопасность стала де-факто одной из важнейших самостоятельных составляющих национальной безопасности России, фактором обеспечения национальных интересов России в условиях глобализации. Обеспечение национальной и международной энергетической безопасности на заданном уровне в условиях глобализации возможно достичь за счет

1) недопущения применения военной силы для разрешения энергетических конфликтов;

2) урегулирования энергетических конфликтов и проблем на основе международного права;

3) взаимосвязи энергетической политики в области экспорта, импорта и транзита энергоресурсов, диверсификации рынков сбыта энергоресурсов;

4) развития новых форм международного сотрудничества для обеспечения энергетической безопасности и стабильности;

5) создания новых механизмов координации действий государств в энергетической сфере, а также в области урегулирования энергетических конфликтов.

Энергетическая безопасность во многом определяется энергетической стабильностью (ЭС). ЭС это состояние межгосударственных отношений, благодаря которому ни одна из сторон неспособна или не имеет намерения нарушить сложившийся двусторонний, региональный и глобальный энергетический баланс, функционирование существующих систем энергоресурсного снабжения, а также использовать энергетический фактор для достижения своих политических целей.

Энергетический баланс - состояние энергообмена и энергетических отношений между государствами или коалициями государств, при которых каждая сторона достигает необходимого уровня энергетической безопасности и устойчивого развития. Мерой энергетического баланса может являться способность государств выполнить свои задачи по обеспечению устойчивого развития.

На российской энергетике - прежде всего на нефтегазовом секторе - лежит огромная нагрузка, как финансовая, так и политическая. Интересы государства носят в основном фискальный характер - от экспорта (и цены) зависят доходы бюджета, покрывающие растущие социальные мандаты федерального бюджета. Устойчивость данного сектора влияет на положение во многих регионах (в том числе и столичном). Величина доходов (сбережений) сектора определяет его возможности заемного финансирования, что оказывает огромное воздействие не только на долговую ситуацию страны (включая рейтинги), но и на характер развития всей частной финансовой системы.

Несмотря на широкую дискуссию о модернизации экономики, демонстрируемое стремление перейти на инновационный путь развития, отойти от сырьевой ориентации экономики, в действительности роль нефтегазового сектора устойчиво повышается. В 2000-е годы Россия продолжала развиваться как сырьевая страна, сильно зависящая от конъюнктуры цен на энергоресурсы, имеющая несовременную структуру экономики, для нее характерны повышенное расходование энергоресурсов и снижение квалификационных требований к рабочей силе Григорьев Л. М. и др. Обзор состояния делового климата в Российской Федерации / РСПП, Общественная палата РФ. М, 2007..

Выбор своего пути в энергетической политике, энергосбережении во многом зависит от нашей эффективности, а также от того, как будут реинвестироваться экспортные доходы. Вместе с тем не надо питать иллюзий относительно объективных интересов зарубежных потребителей - от нас ждут больше энергоносителей по разумным ценам. Поэтому при осуществлении маневра в энергетике надо учитывать не только взаимоотношения между отечественными энергетическими компаниями и бюджетом, но и намного более сложный комплекс международных интересов.

26 ноября 2009 г. распоряжением председателя правительства РФ была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Она содержит важные направления развития ТЭК с точки зрения повышения эффективности его функционирования. Вместе с тем последствия экономического кризиса, переход на возобновляемые источники энергии, ожидаемые прорывы в технологиях в ближайшие десятилетия потребуют большей гибкости от российских компаний, усиления внимания государства к институциональным условиям их функционирования. Острая фаза глобального кризиса 2008-2009 гг. сменяется периодом сложной адаптации мирового бизнеса и стран к новым условиям. Неопределенность и турбулентность на рынках сохранятся еще в течение нескольких лет (так было и после кризиса и первого нефтяного шока 1973-1975 гг.).

Сложившаяся в нашей стране модель интеграции нефтегазового сектора в национальную экономику не позволяет ему выйти на новый уровень эффективности и связей с другими отраслями. Эта модель сформировалась еще в эпоху централизованного планирования, но и сейчас схема взаимодействия и вся система связей остались, по сути, прежними. Все основные связи идут по линии «крупные корпорации - органы управления исполнительной власти федерального уровня».

Сегодня нефтегазовый сектор выступает «донором» государственного бюджета: изъятию подлежат не только доходы рентного характера, но и (частично) амортизационные отчисления (не говоря уже о части полученной прибыли). Нехватка финансовых средств, в первую очередь на поддержание ранее созданных мощностей, а также для развития новых, вынужденно компенсируется через заемное (прежде всего внешнее) финансирование под гарантии будущей добычи высоколиквидных энергоресурсов. Прибыль, которая остается в распоряжении компаний, в 2000-е годы в первоочередном порядке направлялась на различные корпоративные нужды (частично на выплату дивидендов) и лишь в незначительной степени - на финансирование программ модернизации и развития. Выплата больших дивидендов рациональна только в случае широкого использования возможностей фондового рынка с целью привлечь финансовые средства для осуществления инвестиций. В нефтегазовом секторе России фондовый рынок не играет значительной роли с точки зрения привлечения финансовых ресурсов для реализации новых проектов или модернизации действующих комплексов. Поэтому выплата больших дивидендов - не что иное, как доход «квазирентного» характера собственников блокирующих пакетов акций.

Сначала такую схему применила компания «Сибнефть», потом ЮКОС, в меньшей степени - «ЛУКойл». Как следствие, за истекшие два десятилетия ухудшились все показатели, характеризующие состояние основных активов в нефтегазовом секторе. Есть определенные исключения из правил: это «Сургутнефтегаз» и проекты, реализуемые на принципах соглашений о разделе продукции (СРП).

Результирующий показатель состояния основного актива нефтяной отрасли - коэффициент нефтеотдачи - снизился с докризисного уровня 44% до критически низкой отметки 31%. В мире данный показатель неуклонно растет и его усредненная величина приближается к 36%. Особенно впечатляющих успехов достигли старые и зрелые (с точки зрения состояния ресурсной базы) нефтедобывающие страны, прежде всего США и Норвегия, где данный показатель уже приближается к 50%. Это означает, что ресурсная база добычи нефти также увеличивается. В числе основных причин подобной тенденции можно отметить повышение наукоемкости нефтедобывающей промышленности. Развиваются не только прикладные исследования, но и фундаментальные, в том числе за счет государственной поддержки. Одновременно повышается степень адекватности ресурсного режима - как норм и правил, регулирующих процессы добычи углеводородов, так и организационной структуры нефтедобывающего сектора.

В этих странах нефтегазовый сектор интегрирован в национальную экономику через разветвленную систему горизонтальных связей. Она охватывает: поставки оборудования, привлечение кадров специалистов, поиск новых научно-технических решений и подходов к преодолению возникающих проблем, использование добытых углеводородов и регулирование деятельности компаний для совмещения национальных (не только фискальных) и корпоративных интересов.

Для инерционной модели включения нефтегазового сектора в российскую экономику характерны его недоинвестирование, острые проблемы обновления основных фондов и создания новых производственных мощностей. В сложившейся ситуации с инвестициями в ТЭК государство должно принять меры по поддержке формирования и целевого использования инвестиционных ресурсов. По оценкам нефтяных компаний, у них не остается средств для реализации новых проектов (при том уровне издержек и той структуре распределения прибыли, которые у них складываются в рамках существующей институциональной системы). Из-за большой фискальной нагрузки разработка до 36% разведанных запасов и до 93% новых месторождений оказывается нерентабельной. В результате неясны среднесрочные перспективы поставщиков оборудования в российской промышленности, поскольку инвестиционные процессы нефтегазовых компаний должны быть включены в систему связей сектора с остальной экономикой. В такой ситуации в случае инициирования новых крупных проектов или введения льгот опять придется приобретать оборудование на внешнем рынке.

С 1989 г. происходило сначала постепенное, а с 1991 г. - обвальное сокращение добычи нефти. К концу 1990-х годов ее производство в России стабилизировалось на уровне 300-307 млн. т, или 8-9% общемировой добычи. Основные причины падения - разрыв хозяйственных связей, изменение организационной структуры отрасли, естественное истощение ряда крупных месторождений (Самотлор и др.), снижение внутреннего спроса и инвестиций. Особенно тяжелое положение сложилось в 1990-е годы с подготовкой новых запасов нефти, в этой области до сих пор не удалось выйти из кризисного состояния.

Благодаря росту мировых цен в 1999-2008 гг., стабилизации к концу 1990-х годов организационно-экономической структуры отрасли, массовому (избирательному) применению технологий интенсификации добычи, увеличению инвестиций добыча нефти быстро росла. При этом увеличивались объемы сжигания нефтяного попутного газа, качество разработки месторождений оставалось на низком уровне, снижались показатели извлечения нефти из недр (по отношению к возможному ее извлечению при условии рациональной разработки месторождений). Активное применение методов интенсификации добычи нефти, особенно в 2000-2005 гг., в последующем стало приводить к замедлению роста производства, а затем на ряде месторождений - к его обвальному падению. При исключительно высоких мировых ценах на нефть в 2006-2008 гг. в России сначала снизились темпы роста добычи нефти, а с 2008 г. произошло абсолютное сокращение добычи. В 2008 г. производство нефти и газового конденсата в РФ составило около 488,5 млн. т (первое место в мире, примерно на 10% больше, чем в Саудовской Аравии), но одновременно впервые за последние десять лет этот показатель уменьшился на 0,51%. В I квартале 2009 г. добыча снизилась еще примерно на 1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Улучшить картину (но не ситуацию) позволил ввод крупного Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае.

В настоящее время для большинства эксплуатируемых месторождений Западной Сибири и Европейской части страны характерны стабилизация и постепенное снижение уровня добычи. Освоение месторождений в новых нефтегазоносных провинциях сдерживается из-за отсутствия современной специализированной инфраструктуры и неадекватной институциональной системы: совокупности условий, начиная от формы собственности на активы ведущих нефтяных компаний (частной в противовес публичной в индустриально развитых странах мира) и заканчивая условиями доступа к недрам и реализации добытых углеводородов. В итоге в последние годы в России темп ввода новых скважин устойчиво сокращается. Так, в 2005-2007 гг. он составил 1,2 - 1,7% в год. Большинство вертикально интегрированных компаний страны в 2008 г. увеличили количество эксплуатационных скважин, что обусловлено необходимостью поддерживать уровень добычи. Снизили этот показатель только «Роснефть» и ТНК-BP.

Несмотря на прирост числа скважин, дающих продукцию (со 131,1 тыс. до 133,1 тыс. шт.), в большинстве компаний продолжается стагнация либо снижение добычи, что отражает сокращение средней производительности одной скважины и падение дебитов. Средний дебит скважин в нефтяных компаниях России составил в 2008 г. 10,1 т в сутки. В последние годы темпы прироста эксплуатационного бурения существенно снизились (в 2005-2007 гг. они варьировали в диапазоне 18-26%). Объем бурения в 2008 г. увеличился лишь на 6,5% - с 13,7 млн. до 14,6 млн. м.

По оценкам Минэнерго РФ, совокупный дефицит инвестиций в нефтяной отрасли в 2010 г. превысил 200 млрд. руб. С определенным лагом по пути нефтяной промышленности идет газовая. По оценкам Института энергетической стратегии, в 2004-2008 гг. добыча газа была недоинвестирована на 122 млрд. руб. Школлер P.A. Дилеммы кризисной экономики// Доклад по результатам постоянно действующего финансово-экономического совещания Счетной палаты Российской Федерации «Антикризисные меры государственной поддержки реального сектора экономики» - 19 февраля 2009 г., - М., 2009 - Выпуск 2.-С.92 Большая часть добычи газа все еще обеспечивается за счет разработки Сеноманских залежей природного газа (их запасы оцениваются в 25 трлн. куб. м). Однако месторождения в основном добывающем районе - Надым-Пур-Тазовском, такие как Уренгой, Ямбург, Медвежье, обеспечивающие большую часть годовой добычи газа, вступили в стадию падающей добычи. Для ее поддержания ОАО «Газпром» в 2001--2006 гг. ввел в эксплуатацию Заполярное (проектная мощность 100 млрд куб. м), Песцовое (27,5 млрд куб. м), Еты-Пуровское (15 млрд куб. м), Ен-Яхинское и другие месторождения.

Текущие разведанные запасы природного газа в нашей стране позволяют увеличить его добычу и удерживать ее на высоком уровне в течение многих лет. Россия может значительно нарастить промышленные запасы природного газа за счет как предварительно оцененных запасов, так и локализованных ресурсов. В то же время отметим, что, несмотря на рост числа перспективных объектов, значительно уменьшились их средние запасы, многие из них расположены в отдаленных районах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе на море.

В таких условиях становится актуальной проблема освоения других видов газов - например, газоконденсатных. Однако для этого требуются новые технологии по извлечению низконапорных газов, их утилизации, строительство новых ГПЗ для переработки технологических газов, извлечения из них конденсата, этана, пропана, бутана и других газов, из которых можно получать большой ассортимент химических продуктов Школлер P.A. Перспективы России на рынке сжиженного природного газа// Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». - 2008 -№6(44). - с.29.

Для России важнейшим индикатором внешнеэкономической конъюнктуры являются цены на нефть (с учетом того, что цены на газ для поставок в Европу «привязаны» к ценам на нефть). Влияние благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на экономический рост в развивающихся странах, в странах с переходной экономикой неоднозначно и зависит от длительности рассматриваемой перспективы, структуры и особенностей экономики, этапа развития страны. Несмотря на несомненное наличие тормозящего по отношению к экономическому росту эффекта, вызываемого укреплением реального обменного курса национальной валюты, для России в последние годы было характерно положительное влияние благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на экономический рост, в первую очередь вследствие растущего спроса, стимулирующего загрузку мощностей, и расширения границы производственных возможностей за счет осуществления инвестиций, связанных с получением дополнительных нефтегазовых доходов Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. - М.: Европа, 2006. - С. 5..

Россия, Норвегия и Мексика являются важнейшими из числа государств, не входящих в ОПЕК, которые могут своим более активным сотрудничеством создать благоприятную перспективу для всех стран-экспортеров нефти в целом. Список альтернативных стран-поставщиков возглавляет Россия. Россия постепенно превращается в отдельный центр энергетический центр. России принадлежит очень важная роль, и в будущем эта роль будет возрастать. Уже сегодня строятся нефтепроводы, по которым нефть из Тюмени будет поступать в Европу, а из Тенгизского месторождения в Казахстане - в Новороссийск.

Выход России на мировой рынок энергоносителей в качестве поставщика сжиженного природного газа (СПГ) является сегодня самым перспективным направлением разработки отечественных природных ресурсов.

По сжиженному природному газу Россия была представлена Сахалинской областью и компанией «Газпром». В России Сахалин пока остается единственным реальным поставщиком СПГ. «Четыре крупнейшие компании Японии уже заключили долгосрочные контракты на покупку сахалинского газа, ведутся переговоры с корейской компанией «Когас», с китайскими - «Синапек» и «Синэрджи». В перспективе Сахалин, как реальный поставщик СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, может выйти на американский рынок, где активно строятся приемные терминалы. Прежде всего, за счет выгодного географического расположения Сахалина, его близости к покупателям газа. Ежегодный мировой прирост уровня продаж этого вида топлива составляет 4,5% и рынок СПГ зарекомендовал себя как наиболее динамично развивающийся Школлер P.A. Различные подходы к анализу энергетической безопасности и ее универсальных характеристик// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009 - №9. - с. 139.

Что касается структуры энергоносителей, то, по прогнозу ОПЕК, наибольший рост получит природный газ (2,9% в год), затем каменный уголь (1,8%) и нефть (1,7%). Рост восполняемых видов энергии и ядерной энергетики составит всего 1 %.

Прогнозы всех авторитетных источников подтверждают увеличение доли природного газа до 28 % к 2020 г. Такой рост свидетельствует о возрастании роли России на мировом энергетическом рынке. Развитие газодобывающей промышленности этой страны и увеличение экспорта российского газа в западноевропейские страны, а также ее стремление проникнуть на восточный рынок, например, в Японию, служит подтверждением возрастающей роли России на региональных рынках газа. Российско-иранское сотрудничество в регионе может усовершенствовать ближневосточное газовое кольцо и гарантировать рынок сбыта двух стран в Европе и, возможно, на Востоке. В противном случае чрезмерные возможности в поставках газа приведут к ценовой войне, нанесут в среднесрочной перспективе ущерб странам, обладающим газовыми месторождениями, а в долгосрочной - и основным его потребителям.