2.7 Анализ показателей рентабельности предприятия
Показатели рентабельности. Порядок их расчета и анализа. Методика факторного анализа показателей рентабельности.
Рентабельность -- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).
Рентабельность продукции (RП) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (ПРП) к сумме затрат по реализованной продукции (3РП):
RП = ПРП / 3РП
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность операционной деятельности (RОД) рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (ПОД) к общей сумме затрат по операционной деятельности (ЗОД):
RОД = ПОД / ЗОД
Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.
Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):
RI = ПИД /ИЗ
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
Rоб = ПРП / ВРП
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением бругто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (ПОД) к среднегодовой стоимости операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
Rок = ПОД / ОК
Рентабельность совокупных активов (ВЕР) определяется отношением общей суммы брутго-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов (EBIT) к среднегодовой сумме совокупного капитала (KL). Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия:
прибыль рентабельность финансовый стратегический
ВЕР = EBIT / KL
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид
R = П(при VРПобщ, Удi, Цi , Сi) / З(при VРПобщ, Удi,Сi) (83)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 1.2, 1.3:
R0 = П0 (при VРПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (при VРПобщ0, Уд0,С0)=
=(35 900/ 1 026 677) х 100 = 3,50%,
Rусл1 = Пусл1 (при VРПобщ1, Уд0, Ц0, С0) / Зусл1 (при VРПобщ1, Уд0,С0)=
=((35 900 х 0,8950)/(1 026 677 х 0,8950)) х 100 = 3,50%,
Rусл2 = Пусл2 (при VРПобщ1, Уд1, Ц0, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1,С0)=
=(33 633/966 509)х100 = 3,48%,
Rусл3 = Пусл3 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1,С0)=
=(27 026/966 509)х100 = 2,80%,
R1 = П1 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С1) / З1 (при VРПобщ1, Уд1,С1)=
=(31 367/906 340)х100 = 3,46%,
? Rобщ = R1 - R0 = 3,50-3,46 = +0,04%,
В том числе:
? RVРП = Rусл1 - R0 = 3,50 - 3,50 = 0
? RУд = Rусл2 - Rусл1=3,48 - 3,50 = - 0,02%,
? RЦ = Rусл 3 - Rусл2 =2,80 - 3,48 = - 0,68%,
? RС = R1 - Rусл 3 = 3,46 - 2,80 = + 0,66%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня рентабельности связан с понижением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Снижение уровня себестоимости реализованной продукции, работ, услуг вызвало рост уровня рентабельности на 0,66%.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
R1 = П1 /З 1= (VРП1(Ц1 - С1 ))/VРП1 х С1 = (Ц1 - С1)/ С1 = (Ц1 /С1)-1
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.
Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно так же производится факторный анализ рентабельности продаж (оборота). Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rоб = (ПРП =f[VРПобщ ,Удi, Цi, Сi ])/В= f[VРПобщ ,Удi, Цi] (1.5)
Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:
R0 = П0 (при VРПобщ 0 ,Уд0, ,Ц0, С0)/В0(при VРПобщ0 ,Уд0, Ц0) =
- Введение
- Глава I. Характеристика предприятия ОАО "Увадрев-Холдинг"
- 1.1 Краткая история создания и развития предприятия
- Краткая история создания и развития предприятия.
- 1.2 Специфика деятельности предприятия
- 1.3 Основные финансово-экономические показатели предприятия в динамике
- Основные финансово-экономические показатели предприятия в динамике.
- 1.4 Характеристика деловой активности предприятия в динамике
- Глава II. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО "Увадрев-Холдинг"
- 2.1 Задачи анализа финансовых результатов
- 2.2 Анализ состава и динамики прибыли предприятия
- 2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг
- 2.4 Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли
- 2.5 Анализ уровня среднереализационных цен
- 2.6 Анализ прочих финансовых доходов и расходов
- 2.7 Анализ показателей рентабельности предприятия