3.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Анализ динамики показателей рентабельности осуществляется методом горизонтального анализа. При этом необходимо рассчитать следующие показатели:
1) Рентабельность общая.
2) Рентабельность основной деятельности.
3) Рентабельность реализации.
4) Рентабельность собственного капитала
5) Рентабельность имущества (активов)
6) Рентабельность инвестиций.
7) Рентабельность текущих активов.
8) Рентабельность основных средств.
Рентабельность активной части основных средств
Расчет и анализ всех показателей рентабельности осуществляется в аналитической таблице.
Таблица 3.7
Расчет динамики показателей рентабельности
Показатели |
Базисный период |
Отчетный период |
Изменение, +/- |
|
1. Выручка от реализации продукции |
129 271 |
130 142 |
871 |
|
2. Балансовая прибыль |
-767 |
675 |
1 442 |
|
3. Прибыль от реализации продукции |
2 850 |
1 518 |
-1 332 |
|
4. Чистая прибыль |
-1 218 |
92 |
1 310 |
|
5. Полная себестоимость реализованной продукции |
121 374 |
124 257 |
2 883 |
|
6. Валюта баланса (стоимость имущества предприятия) |
108 479 |
91 034 |
-17 445 |
|
7. Собственный капитал |
35 434 |
35 996 |
562 |
|
8. Долгосрочные кредиты и займы |
8 203 |
8 216 |
13 |
|
9. Краткосрочные обязательства |
64 842 |
46 822 |
-18 020 |
|
10. Стоимость оборотных средств |
58 756 |
44 209 |
-14 547 |
|
11. Стоимость основных средств |
49 702 |
45 736 |
-3 966 |
|
12. Стоимость активной части основных средств |
27 746 |
21 984 |
-5 762 |
|
13. Общая рентабельность |
2,3 |
1,2 |
-1,1 |
|
14. Рентабельность основной деятельности |
2,6 |
1,7 |
-0,9 |
|
15. Рентабельность имущества |
-0,7 |
0,7 |
1,4 |
|
16. Рентабельность инвестиций |
-2,8 |
0,2 |
3,0 |
|
17. Рентабельность текущих активов |
-2,1 |
0,2 |
2,3 |
|
18. Рентабельность основных средств |
5,7 |
3,3 |
-2,4 |
|
19. Рентабельность активной части основных средств |
10,3 |
6,9 |
-3,4 |
|
20. Рентабельность собственного капитала |
-3,4 |
0,3 |
3,7 |
|
21. Рентабельность реализации |
2,2 |
1,2 |
-1,0 |
Показатели общей рентабельности, рентабельности основной деятельности, основных средств и реализации уменьшились. Наблюдается увеличение рентабельности имущества, инвестиций, текущих активов, собственного капитала.
На изменение Rобщ влияют следующие факторы: себестоимость реализованной продукции Z, средняя оптовая цена Р, структурные сдвиги в ассортименте реализуемой продукции.
Представим формулу Rобщ в виде индексной модели:
,
где
pq - валовой доход,
qz - себестоимость.
Для выявления влияния каждого фактора необходимо рассчитать несколько уровней общей рентабельности:
фактическая рентабельность, пересчитанная в базисные цены;
.
базовая рентабельность, пересчитанная на фактический объем и ассортимент выпускаемой продукции.
Выявление количественного влияния факторов:
1. Для того, чтобы определить влияние изменения цены на изменение Rобщ необходимо - из рентабельности отчетного периода вычесть фактическую рентабельность, пересчитанную в цены базисного периода:
Следовательно, за счет изменения цены общая рентабельность снизилась на 0,058.
2. Для того, чтобы определить влияние изменения с/стоимости на изменение Rобщ необходимо - из фактической рентабельности, пересчитанной в цены базисного периода вычесть базовую рентабельность, пересчитанную на фактический объем и ассортимент выпускаемой продукции:
,
В связи с влиянием изменения себестоимости единицы продукции в отчетном году, рентабельность уменьшилась на 0,02.
3. Для того, чтобы определить влияние изменения ассортимента на изменение Rобщ необходимо - из фактической рентабельности, пересчитанной на фактический объем и ассортимент выпускаемой продукции вычесть базовую рентабельность:
.
Под влиянием ассортимента продукции рентабельность уменьшилась на 0,067.
В процессе проведения анализа необходимо определить изменение рентабельности по сравнению с базисным периодом и влияния факторов на это изменение. Для определения влияния факторов используется следующая факторная модель рентабельности имущества.
Rимущ = У Ф0 Rреал,
где
коэффициент оборачиваемости имущества, реально находящегося в обороте предприятия.
доля имущества, реально находящегося в обороте предприятия, к общей их величине.
рентабельность реализации.
.
Следовательно:
.
Рассмотрев данную факторную модель, можно сделать вывод, что изменение рентабельности имущества может произойти по следующим причинам:
1. если изменятся условия формирования капитала;
2. если изменится оборачиваемость активов предприятия,
3. если изменится рентабельность реализации.
Для того, чтобы определить величину имущества, реально находящегося в обороте предприятия, необходимо из общей величины имущества предприятия исключить следующие статьи:
1) Долгосрочная дебиторская задолженность.
2) Краткосрочная дебиторская задолженность
3) Незавершенные капитальные вложения.
Факторный анализ рентабельности имущества осуществляется методом цепных подстановок. Для того, чтобы перейти к факторному анализу, необходимо сделать ряд дополнительных расчетов, которые приводятся в аналитической таблице 3.8.
Таблица 3.8
Дополнительная информация
Показатель |
Базовый |
Отчетный |
Отклонение |
|
Чистая прибыль (ЧП) |
-1 218 |
92 |
1 310 |
|
Стоимость имущества предприятия |
108 479 |
91 034 |
-17 445 |
|
Рентабельность имущества |
0 |
0,1 |
0,1 |
|
Стоимость имущества, реально находящегося в обороте предприятия |
78 098 |
54 421 |
-23 677 |
|
Объем реализованной продукции |
129 271 |
54 421 |
-74 850 |
|
Удельный вес имущества |
0,72 |
0,60 |
-0,12 |
|
Ресурсоотдача |
1,66 |
1,00 |
-0,66 |
|
Рентабельность продукции |
0 |
0,2 |
0,2 |
Предприятие в базовом периоде не имело прибыли, следовательно, его рентабельность была равна 0, таким образом не целесообразен факторный анализ рентабельности имущества. Ее значение в отчетном году обусловлено появлением прибыли.
- Введение
- 1. Социально-экономическая сущность финансовых результатов
- 1.1 Формирование показателей финансовых результатов в соответствии с ПБУ 18
- 1.2 Показатели рентабельности
- 1.3 Влияние инфляции на финансовые результаты
- 2. Сравнение методик анализа финансовых результатов
- 3. Анализ финансовых результатов предприятия
- 3.1 Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения
- анализ рентабельности деятельности предприятия;
- 3.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
- Заключение
- 46. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности торговой организации
- Тема 5 «Анализ результатов хозяйственной деятельности торговой организации (организации общественного питания)»
- 13.3 Анализ и оценка финансового состояния торговой организации
- 4. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия
- Финансовые ресурсы и оценка финансового состояния торговой организации.
- 8.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов торговых организаций
- 1.2 Особенности формирования финансовых результатов торговых организаций
- Раздел 1. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия
- 12.9. Анализ финансовых результатов в торговле
- Тема 8. Учет финансовых результатов и анализ доходов торгового