Анализ формирования и использования прибыли Муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление".
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛЕЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
Таблица 4 Факторы, ведущие к изменению прибыли
Фактор |
Пояснение |
|
Объем продаж |
При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рот объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции |
|
Рост цен |
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора |
|
Снижение себестоимости |
Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов |
|
Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции |
Прибыль в рыночной экономике -- движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции |
На финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика организации.
Поскольку прибыль -- это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. На доходы оказывает влияние факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт о выполнении работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены). Итак, для Муниципального унитарного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление» предлагаются следующие мероприятия по увеличению прибыли:
1. Снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости услуг. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, которые эффективно решают эту проблему. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность. Так МУП ДРСУ в прошлом году было закуплено новое оборудование для ремонта дорог, что, несомненно, приведет к снижению себестоимости работ.
2. Увеличение цен. Это может быть достигнуто путем массового производства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба производства, может привести к желаемой цели. Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности.
Для увеличения выручки и прибыли организации также необходимо рассмотреть возможность использования следующих мероприятий:
- использование более дешевых сырья и материалов;
- сокращение условно-постоянных расходов;
- автоматизация производства;
- снижение уровня материально-технических запасов;
- уменьшение дебиторской задолженности;
- ликвидация неиспользуемых основных средств.
Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач.
В результате проведенных мероприятий планируется сократить себестоимость продукции на 5 % и увеличить выручку предприятия на 10%. Рассмотрим как изменятся показатели прибыли предприятия в 2013-2014 гг при неизменности внешней среды и при сохранение существующих темпов роста.
Таблица 5 Прогноз прибыли и убытков Муниципального унитарного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление» за 2013-2014 гг.
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014год |
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
806531 |
887185 |
975903 |
|
Себестоимость продукции |
611303 |
580738 |
551701 |
|
Валовая прибыль |
195229 |
306447 |
424202 |
|
Коммерческие расходы |
9548 |
9548 |
9548 |
|
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
185679 |
296899 |
414654 |
|
Проценты к получению |
250 |
250 |
250 |
|
Проценты к уплате |
0 |
0 |
0 |
|
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие операционные доходы |
37268 |
37268 |
37268 |
|
Прочие операционные расходы |
38331 |
38331 |
38331 |
|
Отложенные налоговые активы |
0 |
0 |
0 |
|
Отложенные налоговые обязательства |
3137 |
0 |
0 |
|
Текущий налог на прибыль |
49385 |
77194 |
107810 |
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
140558 |
218891 |
306030 |
Далее рассмотрим динамику изменений показателей прибыли за 2013-2014 гг.
Таблица 6 Динамика прибыли и убытков Муниципального унитарного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление» за 2013-2014 гг.
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
За весь рассматриваемый период |
||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
80653 |
10,0 |
88718 |
10,0 |
169372 |
21,0 |
|
Себестоимость продукции |
-30565 |
-5,0 |
-29037 |
-5,0 |
-59602 |
-9,8 |
|
Валовая прибыль |
111218 |
57,0 |
117755 |
38,4 |
228974 |
117,3 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
111220 |
59,9 |
117755 |
39,7 |
228976 |
123,3 |
|
Проценты к получению |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Проценты к уплате |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Прочие операционные доходы |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Прочие операционные расходы |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Текущий налог на прибыль |
27809 |
56,3 |
30616 |
39,7 |
58425 |
118,3 |
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
78334 |
55,7 |
87139 |
39,8 |
165473 |
117,7 |
Итак, как видно из таблицы 6 показатели валовой прибыли в результате проведенных мероприятий возрастут на 117,3 %. Прибыль от продаж за 2013-2014 гг. возрастет на 123,3% или на 228976 тыс. руб. Чистая прибыль возрастет на 165473 тыс. руб. или на 117,7%
Рассчитаем показатели рентабельности в 2013-2014 гг.
Рентабельность активов:
РА 2013 г. = 218891 / 266312 = 0,82 РА 2014 г. = 306030 / 266312 = 1,15
Рентабельность собственного капитала:
РСК 2013 г. = 218891 / 213758 = 1,02 РСК 2014 г. = 306030 / 213758 = 1,43
Рентабельность продаж:
РП 2013 г. = 218891 / 887185 = 0,25 РП 2014 г. = 306030 / 975903 = 0,31
Стоимость продаж:
СП 2013 г. = 580738 / 887185 = 0,65 СП 2014 г. = 551701 / 975903 = 0,57
Сведем полученные показатели в таблицу.
Итак, как видно из таблицы рентабельность активов за рассматриваемый период возросла 0,62 единицы, это говорит о том, что на каждый рубль вложенных актив в 2014 году предприятие получит на 0,62 руб. больше чистой прибыли, чем в 2010 году. Рентабельность собственного капитала в 2014 году достигнет минимального значения и составит 1,43 единицы.
Таким образом, предложенные мероприятия по сокращению издержек и увеличению цены приведут к увеличению прибыли.