Анализ франчайзинга как одного из элементов западного управления

курсовая работа

1.1 Понятие, виды и основные принципы франчайзинга

Франчайзинг (англ. franchise, "лицензия", "привилегия"), франшиза (от фр. franchir, "преодолевать") - это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Смысл франчайзинга в том, что главная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Франчайзер - владелец исключительных прав на какую-либо идею, фирменного стиля или бренда. Как правило, франчайзер является собственником патента на свою идею бизнеса, правообладателем товарного знака и т.д. На определенных условиях, которые оговариваются в договоре, франчайзер передает сторонним компаниям - франчайзи свои права - в этом есть суть франчайзинга.

Франчайзер изначально самостоятельно и за свой счет создает успешный продукт или услугу, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания, идею магазинов по продаже туристических путевок, раскручивает принадлежащий ему бренд. Франчайзер исследует рынок, создает и развивает свой бизнес, тратит деньги на его продвижение, формирует хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый "брэнд-нэйм"). После того, как компания доказала работоспособность своей идеи на рынке, бизнес - концепции, успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать сторонним предпринимателям - франчайзи, которые хотят повторить подобный успех, купить право пользования идеей, концепцией бизнеса. Франчайзер обеспечивает купавших у него право на идею различными формами поддержки (маркетинговой, рекламно-информационной, поставками сырья и материалов, обучением специалистов, сбытом наработанной продукции и т.п.). Франчайзер следит за деятельностью фрачайзи, соблюдением условий договора, регулирует деятельность франчайзи. Это делается для того, чтобы сохранить хорошую репутацию идеи, предлагаемого бизнеса, самого франчайзера. При этом франчайзер ни в коем случае не нарушает экономической и юридической самостоятельности франчайзи.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (наработан имидж), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Франчайзи несет все расходы по организации и продвижению собственной компании, под строгим контролем производителя, у которого он закупает товар или расходные материалы, в соответствие с договором о сотрудничестве. Так же франчайзи обязан выплачивать франчайзеру ежемесячные взносы за эксплуатацию торгового знака. Взамен на это дочернее предприятие получает скидку на определенные виды продукции, помощь в становлении бизнеса, курсы, позволяющие овладеть тонкостями ведения конкретного бизнеса в полной мере.

Франчайзер и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзер выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.

Франчайзинг распространяется за последние сорок лет как предпочтительный, по сравнению с другими бизнес-форматами, вариант осуществления сбыта и распределения по объективным причинам: выгодность для франчайзера и франчайзи; благоприятные факторы в социально-экономической сфере.

В приведенной ниже таблице 1 показаны плюсы и минусы различных видов взаимотношений начинающего предпринимателя с крупной фирмой. Как видно из таблицы, франчайзинг вбирает в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика.

Таблица 1

Сравнительная характеристика различных видов взаимоотношений начинающего предпринимателя с крупной фирмой

Что Вы имеете

Дилер

Франчайзи-дилер

Сотрудник или торговый представитель

Владение своей собственностью

+

+

-

Получаете ли Вы основную часть прибыли

+

+

-

Не нужно вкладывать большой начальный капитал

-

+

+

Есть ли у Вас независимость от других фирм

+

+

-

Вы хозяин своего бизнеса, Вас не могут уволить

+

+

-

Нет риска потерять свои собственные деньги

-

+

+

Нет боязни, что Вы ошиблись в построении схемы бизнеса

-

+

+

Возможность воспользоваться чужим опытом для максимальной эффективности

-

+

+

Источник: составлено автором на основе анализа интернет статей о франшизе.

На мировых рынках известны фирмы-франчайзи с самой разной специализацией.

Франчайзинг охватывает многие отрасли экономики, но все его многообразие находит отражение в нескольких схемах, или видах, в зависимости от состава франчайзингового пакета.

Виды франчайзинга:

Товарный франчайзинг

Товарный фарнчайзинг - самый распространенный вид в России. При этом франчайзер может либо вовсе не иметь собственных торговых точек, либо развивать свою сеть, уже имея достаточно собственных магазинов. Франчайзи получает на льготных условиях от франчайзера товары для реализации.

Франчайзером выступает, чаще всего, крупная компания, которая предоставляет право франчайзи на продажу и сервисное обслуживание товаров, используя бренд франчайзера. Изготовителем этих товаров может являться либо сам франчайзер, либо сторонние компании.

В договоре по франчайзингу оговаривается ассортимент поставляемого товара, детально прописываются все требования к технологии продаж и условиям использования товарной марки франчайзера. Франчайзер предоставляет дочерней фирме услуги обучения персонала, а так же его стажировки.

В случае приобретения или строительства компанией-франчайзи объектов недвижимости, франчайзер обеспечивает финансирование. Кроме того, им оказывается помощь в рекламной сфере, а так же консультирование и информационная поддержка франчайзи.

Все эти меры рассчитаны на то, чтобы гарантировать производителю сохранение качества товаров, а так же репутации в глазах потребителей. При таком подходе бренд будет приносить и успех компании, и выгоду покупателям.

Товарный франчайзинг, по мнению экспертов, более выгоден франчайзеру, так как обеспечивает ему при минимальных затратах продвижение товарной марки и расширение рынка сбыта продукции.

Такой вид франчайзинга чаще всего используют производители горюче-смазочных материалов, бензина, оборудования и техники, одежды, обуви, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров.

Производственный франчайзинг

Производственный франчайзинг предполагает роль франчайзера как поставщика оборудования, запатентованных технологий, а так же сырья для производства продукции. Очень часто при этом компания-франчайзер предоставляет франчайзи в качестве сырья ингредиенты собственного производства.

Технология создания таких ингредиентов, как правило, не разглашается. В рамках соглашения между партнерами франчайзи предоставляется право приобретения на льготных условиях необходимого производственного оборудования, а так же право использования запатентованных технологий и торговой марки франчайзера.

Франчайзинговый пакет включает в себя рекомендации по организации производства, а так же инструкции по управлению персоналом. Франчайзи должен обеспечить выполнение всех требований, предъявляемых к складским и производственным помещениям.

Очень распространен рассматриваемый вид франчайзинга среди производства безалкогольных напитков. Классическим примером являются предприятия, производящие розлив и упаковку продукции известнейших фирм: Pepsico, Coca Cola, Schweppes и других.

Они осуществляют свою деятельность, используя для производства напитков поставляемые франчайзером концентраты. Готовую продукцию франчайзи распределяет среди местных дилеров.

Сервисный франчайзинг

Сервисный франчайзинг имеет прямое отношение к удовлетворению потребности потребителей в высоком качестве производимых услуг. Франчайзи получает право заниматься деятельностью согласно технологии франчайзера. При этом главными чертами создаваемой сети будут являться, прежде всего, бренд, фирменность и единообразие.

Потребитель в рынке предоставляемых услуг будет иметь четкую ориентацию на то, какое количество и качество услуг он получит и за какое время, если обратится в предприятие, работающее под данной конкретной маркой.

Информированность потребителя в ожидаемом качестве обслуживания не только вызовет у него положительные эмоции, но и повысит вероятность повторного визита к франчайзи. Франчайзер осуществляет контроль обслуживания клиентов, предоставляя франчайзи соответствующее оборудование и технологии.

Франчайзинг может быть применен фактически к любой сфере услуг, так как является весьма перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке он активно развивается в туристическом бизнесе, парикмахерских услугах и косметологии, в общественном питании, бытовых услугах, а так же в образовательной деятельности и в области недвижимости.

В этом плане известны такие сети, как Baskin-Robbins, Kodak, Ростикс, и многие другие. Можно сказать, что сервисный франчайзинг является своеобразным синтезом производственного и товарного франчайзинга в сфере услуг.

Некоторые эксперты относят сеть ресторанов McDonalds (МакДоналдс) к представителям производственного франчайзинга, в других источниках ее упоминают в связи с сервисным франчайзингом. Кроме права пользования брендом, франчайзи покупают у своего старшего партнера все необходимое оборудование, рецепты фирменных блюд и многое другое, что необходимо для функционирования ресторана. При этом осуществляется обязательный контроль качества материнским предприятием.

Существует еще один тип классификации франчайзинга. Согласно ему, существует франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата. Франчайзинг распределения заключается в продаже товаров под брендом франчайзера и по условиям, определенным в договоре.

По сути, этот элемент классификации близок к товарному франчайзингу из предыдущей классификации. Но, поскольку четкие границы в классификации не определены, порой бывает сложно определить, к какой модели франчайзинга ближе торговые компании.

Франчайзинг бизнес-формата.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным и характеризуется наличием значительных финансовых и людских ресурсов, а так же сложностью организационной системы. Кроме всего прочего, франчайзер предоставляет дочернему предприятию не только свою торговую марку, но и собственные технологии ведения дела, технические и маркетинговые ноу-хау.

Все это должно составлять апробированную и конкурентоспособную систему. Франчайзером составляется обширный пакет документов, который будет сопровождать аренду торговой марки.

Он включает в себя многие детали ведения бизнеса, технологии и правила, которые могут коснуться буквально всего: от требований к объектам недвижимости (стоимость аренды, месторасположение), до внешнего вида сотрудников, расположения мебели и освещения.

В результате франчайзи полностью ассоциируется с франчайзером и становится фактически частью корпорации. Все франчайзи централизованно обеспечиваются поставками продуктов или сырья, у них выдерживается единый подход к технологическим процессам, ассортименту товаров или услуг, выдерживается единый фирменный стиль обслуживания. Незначительные отклонения от этих правил наблюдаются очень редко, и, как правило, вызваны необходимостью в условиях конкретного рынка.

Франчайзером бизнес-формата может быть предприятие оптовой и розничной торговли, сферы услуг, производитель товаров или добытчик сырья. Как правило, такие сети характерны для компаний, длительное время присутствующих на рынке и уже доказавших свою состоятельность.

При выборе вида франчайзинга эксперты советуют хорошо изучить предлагаемый ассортимент франшиз, а так же своих потенциальных покупателей, точнее, их потребности и предпочтения. Так же нужно понимать сам процесс предполагаемой деятельности. В этом случае будет больше гарантий для успешного сотрудничества.

Делись добром ;)